Об учебно-материальной
базе для ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ
Одной
из
задач
современной
молодежной
политики
нашей
страны
является
патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения.
Для
решения
этой
задачи
в
рамках
образовательного
процесса
осуществляется
комплекс
воспитательных
мероприятий.
В
образовательных
учреждениях
среднего
(полного)
общего,
начального
и
среднего
профессионального
образования
такими
мероприятиями
являются:
—
получение
начальных
знаний
в
области
обороны;
—
подготовка
по
основам
военной
службы
(учебные
сборы).
В
рамках
данной
статьи
хотелось
бы
рассмотреть
вопрос
об
обеспечении
школ
учебно-материальной
базой,
используемой
для
получения
учащимися
начальных
знаний
в
области
обороны
и
их
подготовки
по
основам
военной
службы
с
учетом
норм
действующего
законодательства
и
сложившейся
судебной
практики.
Проблема
обусловлена
ростом
числа
обращений
прокуроров
в
суд
с
требованием
об
обеспечении
указанной
учебно-материальной
базой
школ.
Для
начала
осветим
круг
нормативно-правовых
актов,
регулирующих
правоотношения
в
указанной
сфере.
Согласно
пункту
7
статьи
14
Закона
РФ
«Об
образовании»[1]
в
образовательных
учреждениях
среднего
(полного)
общего
образования,
образовательных
учреждениях
начального
профессионального
и
среднего
профессионального
образования
в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными
стандартами
в
порядке,
предусмотренном
законами
и
иными
нормативными
правовыми
актами
Российской
Федерации,
законами
и
иными
нормативными
правовыми
актами
субъектов
Российской
Федерации,
осуществляются
получение
обучающимися
начальных
знаний
об
обороне
государства,
о
воинской
обязанности
граждан
и
приобретение
обучающимися
навыков
в
области
гражданской
обороны,
а
также
подготовка
обучающихся
—
граждан
мужского
пола,
не
прошедших
военной
службы,
по
основам
военной
службы.
Согласно
статье
13
Федерального
закона
«О
воинской
обязанности
и
военной
службе»[2]
до
призыва
на
военную
службу
граждане
мужского
пола
проходят
подготовку
по
основам
военной
службы
в
образовательных
учреждениях
среднего
(полного)
общего
образования,
образовательных
учреждениях
начального
профессионального
и
среднего
профессионального
образования
в
течение
двух
последних
лет
обучения.
Подготовка
граждан
мужского
пола
по
основам
военной
службы
осуществляется
педагогическими
работниками
указанных
образовательных
учреждений
в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными
стандартами.
Пунктом
3
Положения
о
подготовке
граждан
Российской
Федерации
к
военной
службе[3]
предусмотрено
получение
начальных
знаний
об
обороне,
включая
приобретение
навыков
в
области
гражданской
обороны,
которое
осуществляется
в
государственном,
муниципальном
или
негосударственном
образовательном
учреждении
среднего
(полного)
общего
образования,
образовательном
учреждении
начального
профессионального
и
среднего
профессионального
образования
и
в
учебных
пунктах.
Во
исполнение
Положения
о
подготовке
граждан
Российской
Федерации
к
военной
службе
приказом
министра
обороны
РФ,
Минобразования
России
утверждена
Инструкция
об
организации
обучения
граждан
Российской
Федерации
начальным
знаниям
в
области
обороны
и
их
подготовки
по
основам
военной
службы
в
образовательных
учреждениях
среднего
(полного)
общего
образования,
образовательных
учреждениях
начального
профессионального
и
среднего
профессионального
образования
и
учебных
пунктах[4],
которой
предусмотрена
подготовка
граждан
по
основам
военной
службы,
проводимая
в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными
стандартами
(пункт
6).
Согласно
пункту
13
Инструкции
обучение
граждан
начальным
знаниям
в
области
обороны
и
их
подготовка
по
основам
военной
службы
в
образовательных
учреждениях
осуществляются
в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными
стандартами:
в
рамках
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
—
в
образовательных
учреждениях
среднего
(полного)
общего
образования;
в
рамках
дисциплины
«Безопасность
жизнедеятельности»
—
в
образовательных
учреждениях
начального
профессионального
и
среднего
профессионального
образования.
Пунктом
14
Инструкции
предусмотрено,
что
в
образовательных
учреждениях
создается
и
постоянно
совершенствуется
учебно-материальная
база
в
соответствии
с
требованиями
федеральных
государственных
образовательных
стандартов.
Учебно-материальная
база
включает
в
себя:
предметный
кабинет
с
учебными
и
наглядными
пособиями,
техническими
средствами
обучения;
спортивный
городок
с
элементами
полосы
препятствий,
стрелковый
тир
или
место
для
стрельбы
(электронный
стрелковый
тренажер).
В
своих
обращениях
в
суд
прокуроры
ссылаются
на
неисполнение
школами
пункта
14
указанной
Инструкции
и
требуют
в
своих
исковых
заявлениях
приобретения
предметов
и
технических
средств,
используемых
для
получения
знаний
по
основам
военной
службы
и
военно-патриотического
воспитания,
а
порой
даже
просят
суд
обязать
администрацию
школы
соорудить
полосы
препятствий
в
спортивных
городках.
Рассмотрим
сложившуюся
судебную
практику
по
этому
вопросу.
Прокурор
Центрального
района
г.
Новокузнецка
Кемеровской
области
обратился
в
суд
с
иском
в
интересах
неопределенного
круга
лиц
к
муниципальному
образовательному
учреждению
—
средней
общеобразовательной
школе
о
понуждении
к
совершению
действий
по
обеспечению
материально-техническим
оснащением
учреждения
для
обучения
граждан
начальным
знаниям
в
области
обороны
и
их
подготовки
по
основам
военной
службы.
В
своем
исковом
заявлении
он
требовал
от
администрации
школы
приобрести
стрелковый
тир
или
электронный
стрелковый
тренажер.
Суд
первой
инстанции
отказал
в
удовлетворении
исковых
требований
на
основании
того,
что
до
настоящего
времени
не
внесены
изменения
в
федеральные
государственные
образовательные
стандарты,
которые
учитывали
бы
обучение
в
стрелковом
тире
или
на
электронных
стрелковых
тренажерах.
Несмотря
на
это,
суд
второй
инстанции
отменил
решение
суда
первой
инстанции
и
вынес
решение
об
удовлетворении
исковых
требований,
поскольку
требования
законодательства
о
воинской
обязанности
в
полном
объеме
школой
не
выполнены,
в
указанном
общеобразовательном
учреждении
материально-техническая
база
не
соответствует
рекомендуемым
нормативам
материально-технического
оснащения
для
обучения
граждан
начальным
знаниям
в
области
обороны
и
подготовки
по
основам
военной
службы,
в
частности,
отсутствует
стрелковый
тир
или
место
для
стрельбы
(электронный
стрелковый
тренажер).
По
аналогичным
основаниям
были
отменены
и
другие
судебные
постановления
Центрального
районного
суда
г.
Новокузнецка
(дело
№
33-5699, 33-5700),
а
также
решение
Куйбышевского
районного
суда
г.
Новокузнецка
от
13.05.2011 (дело
№
33-5066)[5].
В
другом
деле
прокурор
Выборгского
района
обратился
в
Выборгский
районный
суд
Санкт-Петербурга
с
требованиями
об
обязании
школы
устранить
нарушения
законодательства,
предусматривающего
обучение
учащихся
основам
военной
службы,
а
именно:
отсутствие
в
материально-технической
базе
школы
учебно-наглядных
пособий
(набора
плакатов
«Основы
и
правила
стрельбы
из
стрелкового
оружия»),
мин
Российской
армии,
средств
индивидуальной
защиты,
приборов
радиационной
разведки,
приборов
химической
разведки,
бытового
дозиметра,
макета
простейшего
укрытия
в
разрезе
или
формате
электронного
образовательного
издания
(ЭОИ),
макета
убежища
в
разрезе
или
формате
ЭОИ,
визирной
линейки,
электронных
образовательных
изданий
на
магнитных
и
оптических
носителях
по
тематике
программы,
медицинского
имущества
(аппараты,
приборы
и
принадлежности
для
травматологии
и
механотерапии).
Решением
Выборгского
районного
суда
Санкт-Петербурга
исковые
требования
прокурора
удовлетворены,
школа
была
обязана
в
срок
тридцать
дней
с
момента
вступления
решения
суда
в
законную
силу
в
целях
пополнения
материально-технической
базы
приобрести
и
включить
в
материально-техническую
базу
вышеперечисленные
предметы.
Определением
Санкт-Петербургского
городского
суда
решение
суда
первой
инстанции
было
оставлено
в
силе[6].
Другое
решение
было
вынесено
судом
в
следующем
споре.
Прокурор
Пушкинского
района
Санкт-Петербурга
обратился
в
Пушкинский
районный
суд
Санкт-Петербурга
с
иском
к
Государственному
общеобразовательному
учреждению
—
средней
общеобразовательной
школе
Пушкинского
района
Санкт-Петербурга
об
обязании
в
срок
до
90
суток
с
момента
вступления
решения
суда
в
законную
силу
оборудовать
спортивный
городок
с
элементами
полосы
препятствий.
Отказывая
в
удовлетворении
искового
заявления
прокурора,
районный
суд
исходил
из
того,
что
в
ГОУ
СОШ:
—
оборудован
и
эксплуатируется
типовой
школьный
стадион
(тип
1),
не
предусматривающий
наличие
полосы
препятствий;
—
проводятся
учебные
сборы,
в
частности,
в
соответствии
с
распоряжением
администрации
были
проведены
пятидневные
учебные
сборы;
—
проводится
плановая
работа
с
допризывной
молодежью;
—
план
занятий
ГОУ
СОШ
по
основам
безопасности
жизнедеятельности
предусматривает
занятия
по
теме
«Полоса
препятствий»
с
приведением
примерной
схемы
полосы,
подробным
указанием
ее
элементов;
—
занятия
по
данной
теме
проводятся
в
условиях
спортивного
зала
с
обустройством
мобильной
полосы
препятствий,
предусмотрены
также
преодоление
туристской
полосы
препятствий
с
отработкой
навыков
в
школе
и
на
городских
соревнованиях,
отработка
элементов
дистанции
в
День
здоровья
в
парке.
Судебная
коллегия
Санкт-Петербургского
городского
суда
в
ходе
рассмотрения
кассационного
представления
прокурора
по
этому
делу
посчитала,
что
суд
первой
инстанции
пришел
к
правильному
и
обоснованному
выводу,
что
ответчик
—
ГОУ
СОШ
в
процессе
своей
деятельности
реализует
требования
государственных
образовательных
стандартов
среднего
(полного)
общего
образования
в
области
обучения
допризывной
молодежи
основам
военной
службы,
получения
начальных
знаний
об
обороне
государства,
воинской
обязанности,
приобретения
навыков
в
области
гражданской
обороны,
ответчиком
созданы
необходимые
для
обучения
в
сфере
военно-патриотического
воспитания
условия,
и
оставила
решение
в
силе[7].
Как
наблюдается,
несмотря
на
доводы
представителей
школ
о
том,
что
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
не
содержат
требований
к
учебно-материальной
базе
для
военно-патриотического
воспитания,
а
Инструкция
об
организации
обучения
граждан
Российской
Федерации
начальным
знаниям
в
области
обороны
и
их
подготовки
по
основам
военной
службы
в
образовательных
учреждениях
среднего
(полного)
общего
образования,
образовательных
учреждениях
начального
профессионального
и
среднего
профессионального
образования
и
учебных
пунктах
носит
рекомендательный
характер,
суды
в
целом
удовлетворяют
требования
прокуроров
и
обязывают
администрации
школ
приобрести
необходимую
учебно-материальную
базу
по
военно-патриотическому
воспитанию
учащихся.
Следует
заключить,
что
от
полноты
и
своевременности
выполнения
школой
функции
по
военно-патриотическому
воспитанию
учащихся
зависит
формирование
у
подрастающего
поколения
ценностных
представлений
об
обороне
страны
и
о
защите
Родины.
А.Б.
Балкаров,
юрист,
г.
Ростов-на-Дону
[1]
Закон
РФ
от
10.07.1992 №
3266-I «Об
образовании».
[2]
Федеральный
закон
от
28.03.1998 №
53-ФЗ
«О
воинской
обязанности
и
военной
службе».
[3]
Постановление
Правительства
РФ
от
31.12.1999 №
1441 «Об
утверждении
Положения
о
подготовке
граждан
Российской
Федерации
к
военной
службе».
[4]
Приказ
от
24.02.2010
министра
обороны
РФ
№
96,
Минобрнауки
России
№
134 «Об
утверждении
Инструкции
об
организации
обучения
граждан
Российской
Федерации
начальным
знаниям
в
области
обороны
и
их
подготовки
по
основам
военной
службы
в
образовательных
учреждениях
среднего
(полного)
общего
образования,
образовательных
учреждениях
начального
профессионального
и
среднего
профессионального
образования
и
учебных
пунктах»
// Бюллетень
нормативных
актов
федеральных
органов
исполнительной
власти.
2010. №
18.
[5]
Справка
Кемеровского
областного
суда
от
02.08.2011 №
01-07/26-475 «Справка
о
практике
рассмотрения
судами
Кемеровской
области
гражданских
дел
в
первом
полугодии
2011 года
по
кассационным
и
надзорным
данным»
// СПС
«КонсультантПлюс».
[6]
Определение
Санкт-Петербургского
городского
суда
от
10.03.2011 №
33-3271/2011 //
СПС
«КонсультантПлюс».
[7]
Определение
Санкт-Петербургского
городского
суда
от
02.03.2011 №
33-2957/2011 //
СПС
«КонсультантПлюс».
В ОГЛАВЛЕНИЕ