Администратор образования

 

 

ГЛАВНАЯРУБРИКИАРХИВ НОМЕРОВПРАВОВАЯ БАЗАПРИЛОЖЕНИЯНАШИ КОНСУЛЬТАЦИИПОДПИСКАЦЕНЫКОНТАКТЫ

Учителя и родители: грани взаимодействия

Фрагмент диалога между родителями шестиклассника и классным руководителем:

У сына проблемы с учебой и дисциплиной? Это не у него проблемы, это проблемы у вас Мы его в школу отдали вот и воспитывайте

Погорячились, наверное. С кем не бывает. А действительно, с кем?

С учителем, конечно. Потому как педагог это тот человек, которому предписано быть терпеливым, мудрым, эмоционально выдержанным, готовым (как сказал один психолог) «искать добрые намерения за фасадом недоброго поведения».

Учитель должен постоянно контролировать свои мысли, слова, доводы, потому что всегда находится в центре внимания. Он выстраивает свои действия не по принципу «я так хочу», но с позиций уважения и стремления к справедливости. И по-другому никак. Работа такая, то есть призвание.

Родителям школьников в этом смысле проще. Можно оставаться собой даже тогда, когда личная позиция явно идет в разрез с объективной реальностью и логикой. Как, например, в вышеуказанном случае. И пусть эпизод носит единичный характер говорить о нем нужно. Уже хотя бы потому, что современная реформа образования меняет, в том числе, саму систему отношений между родителями и педагогами. При этом позитивная направленность реформаций иногда воспринимается аудиторией совсем не так, как было задумано законодателем.

Вот простой пример. С внедрением новых подходов к работе государственных структур в обиход прочно вошло понятие «государственные услуги». Вполне естественно, что в отраслевых нормативно-правовых документах, регламентирующих образовательную деятельность, также появилась устойчивая формулировка о предоставлении «государственных услуг в сфере образования». Как говорится, одно вытекает из другого. Не вдаваясь в особенности образовательного процесса, некоторые граждане воспринимают указанную новацию своеобразно, без учета очевидной специфики. И свое отношение к предоставлению (получению) государственных услуг в сфере образования формируют по шаблону бытового формата: родитель всегда прав, а учитель однозначно обязан. Вряд ли это можно назвать корректным подходом. Ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения делится пополам, и стороны выступают здесь не столько заказчиками и исполнителями, сколько членами одной команды с разными функциями и сферами приложения сил, но

Нельзя не заметить, что в современной литературе, описывающей модели взаимодействия семьи и школы, явный упор делается на умение преподавателя выстраивать отношения с родителями с учетом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Убедительно говорится о роли педагога, стремящегося должным образом развивать и обучать родителей, поскольку от их компетентности тоже зависит итоговый результат качество образовательного процесса. И как тут не понять, что эпицентр ответственности все-таки у учителя

Тенденция объяснимая. Ведь интенсивность деятельности школы превышает интенсивность деятельности семьи. Поэтому именно педагогам, как специалистам в области образования, принадлежит инициатива организации взаимодействия с родителями. Да и в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), в должностных обязанностях учителя прямо прописано: «осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими)».

При этом мы также понимаем, что школа не должна брать на себя функции «ячейки общества». Образовательное учреждение может только обогатить и усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности. В связи с изложенным уместно вспомнить известную точку зрения А.С. Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги». Сбалансированное мнение, актуальное по сегодняшний день. Однако в таком ответственном и многогранном деле, как обучение и воспитание детей, абсолютным авторитетом обладают только действующие нормы права.

Возьмем для примера упомянутый Единый квалификационный справочник, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 593. Он содержит исчерпывающие квалификационные характеристики должностей работников образования, в том числе руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала. Требования, изложенные в справочнике, направлены на повышение у работников деловой инициативы и компетентности, максимально полное использование профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности.

По сути дела, с любым аспектом учительского труда можно ознакомиться, обратившись к действующей нормативно-правовой базе, в том числе к законам Российской Федерации, постановлениям Правительства России, приказам Министерства здравоохранения и социального развития При этом нетрудно заметить, что степень нормативно-правовой регламентации педагогической деятельности достаточно высока, ибо груз ответственности, возложенный на учителя, велик.

На таком фоне регламентация родительской ответственности выглядит несколько «размытой». Как сказал папа одного школьника: «Есть там что-то в кодексе…». И не ошибся, действительно, есть. Причем не только в Семейном кодексе Российской Федерации, но в других, не менее значимых юридических документах.

Вот, например, что гласит ч. 1 ст. 18 «Конвенции о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989): «Государстваучастники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».

Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 38 прямо указывает, что «забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей».

Семейный кодекс, о котором упоминалось выше, говорит о правах и обязанностях родителей более подробно. Согласно ст. 63 родители несут ответственность за воспитание своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Обозначенную тенденцию продолжает ст. 64, где сказано, что защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. При этом в ст. 65 указывается, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, а все вопросы их воспитания и образования решаются родителями по взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

В Законе РФ от 10.07.1992 3266-I «Об образовании» в ст. 18 указывается, что родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В статье 52 данного закона конкретизируется важный момент о том, что родители обучающихся обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Продолжая тему, замечу, что вопрос родительской ответственности представлен в различных отраслях права. Статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях напоминает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Куда более серьезные санкции предусмотрены за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Уголовным кодексом Российской Федерации. Если указанное деяние сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетним, то согласно ст. 156 УК РФ наказание может быть назначено не только в виде штрафа, но и в виде лишения свободы сроком до трех лет.

Общий вывод, который можно сделать опираясь на краткий анализ нормативно-правовой базы, состоит в том, что действующее законодательство уравновешивает декларированную ответственность педагогов с безусловной ответственностью родителей.

Очевидно, что успешность ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. И поскольку большую часть своего времени он проводит в школе и дома, очень важно, чтобы все варианты взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это достижимо лишь в том случае, если педагоги и родители будут единомышленниками. Что мешает этому? Ничего не мешает. Но, как говорится, человеческий фактор никто не отменял. В том смысле, что для достижения поставленной цели необходимо, как минимум, желание сторон слышать и понимать друг друга. На практике порой бывает иначе. Вот эпизод телефонного диалога между методистом и родительницей, пожелавшей остаться неизвестной.

Начало обычное:

У сына проблемы с учебой. Ему ставят низкие оценки по предмету Ребенок много пропустил, но материал отработал полностью.

А вы с учителем разговаривали?

Нет.

Сейчас заканчивается первое полугодие, в школах идут родительские собрания

У нас тоже было, но я пойти не смогла.

Тогда свяжитесь с преподавателем по телефону, договоритесь о встрече.

Зачем? Я ведь уже говорила, что он ставит ребенку низкие оценки

Именно поэтому нужно с ним побеседовать. Обязательно.

Продолжение разговора назавтра.

— …Мне так и не смогли объяснить, почему у ребенка плохие оценки!

Вы с учителем разговаривали?

Да. С классным руководителем.

А с учителем? Который ставит эти самые оценки?

Н-нет. А разве это обязательно? Классный руководитель с ним поговорит и мне все расскажет.

А сами не хотите принять участие в разговоре? Всё узнаете из первых рук

Ну-у наверное, хочу... Извините, я вам перезвоню

Вот, собственно, вся история, понятная и без комментариев.

Но что характерно: простые ситуации, требующие очевидных решений, заканчиваются на позитивной ноте далеко не всегда. Человеческий фактор порой срабатывает не так, как должно, по уже известной нам причине: неправильное понимание смысла и логики предоставления государственных услуг в сфере образования.

Здесь, кстати, уместно обратить внимание на следующее обстоятельство: Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предоставил гражданам большие права в части, касающейся направления в государственные органы письменных предложений, заявлений, жалоб. В результате переписка между родителями и администрацией образовательных учреждений заметно возросла.

Конечно, основная масса исходящей корреспонденции обусловлена реальными причинами, но есть в этом массиве и некоторая часть обращений, написанных, что называется, на высокой эмоциональной ноте. В самих эмоциях, собственно, нет ничего плохого, но если их слишком много они мешают поиску истины и устранению проблемы.

Подведем некоторые итоги сказанному. Итак, сегодня одна из главных задач школы — создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. При этом следует учитывать некоторые реалии нашего времени. Одна из них заключается в том, что сегодня многие семьи беспокоит прежде всего экономическое благополучие. Родители большую часть дня проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, в личном графике время, предназначенное для общения с подрастающим поколением, выделяют по остаточному принципу, перекладывая тем самым воспитательную миссию на педагогов школы.

Чтобы придать воспитательному процессу обоюдный характер и сделать эту миссию выполнимой, учитель должен найти правильный ответ на ряд вопросов. Например: «Что нужно сделать для того, чтобы родителям захотелось сотрудничать со школой? Как привлечь их к участию в ключевых мероприятиях? Как их пригласить на родительское собрание, чтобы пришли все?»…

Положительный результат зависит от контакта с семьей учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваютсяПомочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять ее ответственность можно только в результате систематической, последовательно организованной работы, направленной, например, на повышение психолого-педагогических знаний родителей, их вовлечение в учебно-воспитательный процесс, в управление школой и т.д.

Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания. К слову сказать, иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.

И в заключение мудрая мысль от преподавателя-организатора ОБЖ, высказанная в период подготовки учебных сборов со школьниками десятых классов, проходящими обучение по основам военной службы. Он сказал так: «Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя». Коротко. И по существу.

 

 

В.Г. Батуркин,

 методист Окружного учебно-методического центра
 Северо-Восточного административного округа г. Москвы

 

 

 

 

 

 

В ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВНАЯ| РУБРИКИ | АРХИВ НОМЕРОВ| ПРАВОВАЯ БАЗА| ПРИЛОЖЕНИЯ | НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ | ПОДПИСКА | ЦЕНЫ | КОНТАКТЫ
© 2013  ООО "Администратор образования"

Т/ф.: 8 (495) 963-15-64  e-mail: ovd_r@mail.ru