Администратор образования

 

 

ГЛАВНАЯРУБРИКИАРХИВ НОМЕРОВПРАВОВАЯ БАЗАПРИЛОЖЕНИЯНАШИ КОНСУЛЬТАЦИИТРИБУНАПОДПИСКАЦЕНЫКОНТАКТЫ

Е.Л. Болотова,
д.п.н., профессор юридического
факультета Университета РАО

Особенности определения учебной нагрузки педагогов в автомобильных школах России[1]

 Образовательная стратегия автомобильной школы представляет собой систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, направленную на эффективную подготовку водителей транспортных средств. Правовая основа деятельности такой школы имеет междисциплинарный характер, поскольку в реализации задач подготовки водителей транспортных средств заинтересованы органы, осуществляющие управление в сфере образования, правоохранительные органы и органы управления транспортными средствами.

Несмотря на то, что автошколы находятся в ведении трех ведомств (Минобрнауки, Минтранса, МВД), четкого определения организации труда преподавателей таких образовательных организаций до сих пор нет.

Недостаточные исследования в области организации рабочего времени педагогических работников автошкол приводят к постоянной критике и повсеместной их незащищенности. Однако в последние годы органами государственной власти издано немало документов, которые определяют правовое положение педагогов независимо от вида организации. Следовательно, такие акты должны применяться и в отношении преподавателей, мастеров производственного обучения и других педагогов автошкол.

Нормативную основу правового статуса педагогов автошкол составляют:

• глава 52 Трудового кодекса РФ;

• Закон РФ «Об образовании»;

• приказ Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;

• постановление Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»;

• постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»;

• постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам»;

• постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования»;

• постановление Правительства РФ от 18.07.2008 № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»;

• приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”»;

• СанПиН 2.4.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;

• СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»;

• письмо Минобразования России от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования» и др.

Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» организация труда педагогов (прием на работу, распределение должностных обязанностей, повышение квалификации, определение периода учебного процесса, установление объема учебной нагрузки, заработной платы и др.) относится к компетенции образовательного учреждения.

Остановимся на одном из показателей организации труда педагогов в автошколе —  учебной нагрузке.

Понятие «учебная нагрузка педагога» можно определить как норму рабочего времени, затрачиваемого педагогическим работником для выполнения соответствующей преподавательской деятельности. Учебная нагрузка педагогических работников ограничивается Типовыми положениями об образовательных учреждениях (ст. 333 ТК РФ) и санитарными нормами и правилами для соответствующих образовательных организаций.

Учебная нагрузка определяется как на весь учебный период, так и на этапы учебного периода, а также на период проведения аттестации обучающихся.

Согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 каждому педагогу в пределах 36-часовой рабочей недели устанавливается необходимый объем рабочего времени, который связан с выполнением основных должностных обязанностей. У преподавателя это будет норма рабочего времени (18 часов в неделю), у мастера производственного обучения — это продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю). И тот и другой педагог согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н могут вести учебные занятия. При этом общий предел учебной нагрузки на учебный год для них определяется Типовым положением об образовательном учреждении, например как для педагогов начальных и средних учебных заведений, у которых годовая нагрузка не должна превышать 1440 часов.

Экспериментом[2] по апробации механизма нормативного финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования рекомендовано определять учебную нагрузку в следующем объеме:

— годовая учебная нагрузка преподавателя в целях расчета оплаты труда устанавливается равной 720 часам;

— годовая учебная нагрузка мастера производственного обучения в целях расчета оплаты труда устанавливается равной 1080 часам.

При этом важно помнить, что согласно приказу Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 учебная нагрузка педагогам, ведущим преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут. То есть один астрономический час приравнивается к одному академическому часу, когда речь идет о зачете трудоемкости по нормированной части работы педагога. Другими словами, если у преподавателя 6 занятий по 45 минут, то у него 6 часов рабочего времени, которые следует указывать в табеле учета рабочего времени.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо иным локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

В силу этого важно знать, какой продолжительности могут быть учебные занятия в автошколе. Для большинства учреждений такие нормативы устанавливаются локальными актами организации исходя из требований типового положения об образовательном учреждении и санитарно-гигиенических требований по организации образовательного процесса.

Отсутствие типового положения об автошколе фактически сводит всю организацию образовательного процесса к вкусовщине. При отсутствии такого документа об автошколе сложно определить функции и виды образовательных и иных услуг такой организации, а также обеспечить легальный контроль и надзор за ее деятельностью. Юридических оснований существования такого образовательного учреждения в законодательстве страны на сегодня нет. Тем не менее в стране существует масса некоммерческих организаций, называющих себя автошколами и оказывающих образовательные услуги населению.

Продолжительность учебного занятия в автошколе в силу отсутствия типового положения о ней зависит от содержания реализуемой программы обучения. В программе должны быть предусмотрены не только учебные дисциплины, по которым проводится обучение, но и виды и порядок аттестации обучающихся.

Образовательный процесс по подготовке водителей транспортных средств в автошколах строится с учетом требований приказа Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий». Примерные программы подготовки водителей транспортных средств категорий A, B, C, D введены в действие с 08.10.2010. Эти программы разработаны Минобрнауки России, согласованы с Министерством транспорта РФ и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утверждены Минюстом России. Подобной жесткости не удостаивалась ни одна образовательная программа в российских образовательных учреждениях.

Однако заметим, что примерный характер таких программ определен самим документом. Так, в нем указано, что примерная программа подготовки водителей транспортных средств представляет собой минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей.

В примерном тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам. Следовательно, автошкола не ограничена этими программами в количестве часов, отводимых на изучение предметов, в наборе учебных дисциплин, которые она может предложить кандидатам в водители.

Отсутствие достаточного правового регулирования учебного процесса в организациях, осуществляющих такую подготовку, наличие устаревшего материально-технического обеспечения учебного процесса, недостаточная квалификация педагогических работников, обучающих водителей, создают предпосылки для различных нарушений при организации в них учебного процесса. К таким нарушениям следует отнести своеобразное распределение учебной нагрузки для обучающихся и педагогических работников в организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств.

Например, в приказе Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» указано, что нормативной основой для их разработки является подп. 2 п. 10 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396. В свою очередь, эти правила базируются на требованиях ст. 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в которой указано, что порядок сдачи квалификационных экзаменов для получения права на управление транспортными средствами разрабатывается Правительством РФ. Какое ведомство уполномочено федеральными органами исполнительной власти разрабатывать указанные в законе (ст. 26) Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, законодательством РФ не определено. Однако Примерные программы по данному направлению с указанием требований к учебной нагрузке для обучающихся разработаны в Минобрнауки России.

Интересно, что эти программы не определяют тип и вид учреждения, в котором они могут быть реализованы.

Исходя из положений Закона РФ «Об образовании» можно предположить, что подготовка по таким программам возможна в системе профессионального образования, например, на базе учреждений НПО, СПО, ВПО или в рамках профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, а также в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

Программы определяют, что обучение в организациях проходит в форме практических и теоретических учебных занятий. Следовательно, при обучении слушателей различных возрастных групп автошкола должна придерживаться нормативов, установленных образовательным и санитарным законодательствами РФ.

Так, продолжительность учебных занятий для лиц от 16 до 18 лет должна соответствовать нормативам, установленным в п. 2.9.3 и 2.9.14 Санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.1178-02». Согласно документу занятия должны быть не более 45 минут, а при сдвоенных занятиях — не более 1,5 часа с перерывами для отдыха не менее 45 минут.

Автошколы в некоторых регионах страны относят к учреждениям начального профессионального обучения, организация учебного процесса в которых должна подчиняться санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. СанПиН 2.4.3.1186-03». В этом документе продолжительность теоретического занятия не установлена, но имеются рекомендации по продолжительности практического занятия.

Если исходить из того, что обучение вождению — это вид практического занятия, то продолжительность 1 часа такого занятия не должна превышать 45 минут.

Если же вождение рассматривать как производственную практику, то есть как постепенный переход от режима учебного занятия в автошколе к режиму труда на производстве, то в этом случае согласно п. 2.6.1.4 СанПиН 2.4.3.1186-03 на ознакомительном этапе практики предусматривают десятиминутные перерывы через каждые 50 минут работы. На втором этапе (совершенствование профессиональных навыков) перерыв устанавливают через каждые 1,5—2 часа. На заключительном этапе производственной практики, который завершается квалификационным испытанием, режим работы обучающихся приближают к нормам трудового законодательства. Таким образом, продолжительность практического занятия, если рассматривать вождение как практику обучающегося, может быть от 50 минут в первые дни до 3—3,5 часа в последние дни занятий и измеряться в астрономических часах.

Санитарные правила и нормы для учреждений СПО отсутствуют, но исходя из Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543, для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут, а прохождение практики подчиняется нормам трудового законодательства.

В программах для автошкол присутствует указание на то, что обучение вождению проводится вне сетки учебного времени. Согласно Закону РФ «Об образовании» всё, что не относится к основной образовательной программе образовательного учреждения, следует считать дополнительным образованием. Указание на то, что обучение вождению проводится вне сетки учебного времени, подчеркивает дополнительный характер этого обучения, что не соответствует задачам данного образования. Если в рамках учебной программы проводится отработка практических навыков с последующей аттестацией, то такие виды занятий должны относиться к основным и входить в сетку учебного времени. При этом для организации таких занятий допускается гибкий график их проведения, поскольку нормы п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» указывают на право обучающегося учиться по индивидуальному плану.

При планировании учебной нагрузки педагогов следует учитывать, что вождению могут обучаться лица, имеющие ограниченные возможности здоровья, инвалиды. В этом случае должны быть учтены все показатели продолжительности учебных занятий с учетом состояния здоровья и возраста обучающихся.

Заметим, что в действующих Примерных программах подготовки водителей в автошколах не указана рекомендуемая численность учебной группы. В этом случае, опираясь на нормы санитарного законодательства, следует помнить, что если учебная группа сформирована из лиц, не достигших 18 лет (например, учащиеся общеобразовательных учреждений), то она не должна превышать 25 человек. Если в учебной группе автошколы обучаются лица в возрасте 18—25 лет, то согласно санитарным нормам и правилам для учреждений начального профессионального образования и Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) численность слушателей в учебной группе может быть в пределах 25—30 человек. В соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях, а также подп. 2 п. 14 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение может проводить учебные занятия в группах с меньшей численностью обучающихся, а также делить группы на подгруппы. Образовательное учреждение вправе объединять группы обучающихся при проведении теоретических занятий.

Существует также проблема определения учебной нагрузки преподавателя в период проведения экзамена.

Действующий порядок проведения экзаменов (постановление Правительства РФ от 15.12.1999 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» и приказ МВД РФ от 20.07.2000 № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396» [вместе с «Инструкцией о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»]) никаких временных интервалов по приему экзаменов не устанавливает. Это позволяет автошколам устанавливать свои регламенты по организации труда педагогов на экзаменах с учетом того, что зачеты по теоретическим дисциплинам проводятся в счет учебного времени, отводимого на изучение предмета, а на экзамены по предметам «Первая медицинская помощь» и по вождению транспортного средства отводится всего один час соответственно.

Примерный подсчет показывает, что если учебная группа в автошколе составляет 25—30 обучающихся, то на каждого аттестуемого на одном экзамене приходится в среднем по 2—2,5 минуты. Это не соответствует практике. Следовательно, установленные в приказе Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 расчеты времени, отведенного на аттестацию обучающихся, нужно определять исходя из иных нормативов, в том числе локальных актов организации.

Для расчета затрат рабочего времени педагогов на проведение экзаменов в организациях, осуществляющих подготовку водителей, сама организация должна разработать локальный акт. В этом случае при подготовке такого документа рекомендуется использовать письмо Минобразования России от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования». В нем приведены примерные нормы для учета рабочего времени преподавателя при проведении устных и письменных экзаменов в процессе освоения образовательных программ. Так, при приеме устного экзамена на одного обучающегося отводится 0,35—0,50 часа, при междисциплинарном экзамене — 1 час на каждого обучающегося, при проведении письменных экзаменов — 2 часа на поток и 0,3 часа на проверку каждой работы.

Квалификационные требования к педагогическим работникам

Согласно вступившему в силу приказу Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» мастер производственного обучения должен иметь среднее или высшее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».

Это уточнение следует считать существенным, поскольку лицо, обучающее управлению техническим средством, должно не только владеть практическими навыками вождения транспортного средства и знать теоретические основы такой деятельности, но и обладать определенной культурой вождения, культурой педагогического общения.

Квалификационные требования по должности «преподаватель», утвержденные этим же документом, определяют, что преподаватель — это лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, преподавателями автошкол могут работать лица, не имеющие специальной педагогической подготовки.

Недостатки правового регулирования труда педагогов автошкол

1. Отсутствие аттестации педагогов автошкол как инструмента подтверждения соответствия работника занимаемой должности.

Автошколы могут входить в систему государственных и муниципальных образовательных учреждений, на которые распространяется приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», в соответствии с которым педагогические работники могут не только обоснованно выполнять трудовые обязанности или быть уволенными по п. 3 ст. 81 ТК РФ, но получить возможность повышения оплаты труда в соответствии с квалификационной категорией.

Для педагогов негосударственных образовательных учреждений такая аттестация организуется органом исполнительной власти субъекта РФ, как правило, на платной основе.

Таким образом, педагоги автошкол могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, если такие комиссии разработают соответствующие требования к форме и содержанию аттестации таких педагогов.

2. Отсутствие организованного питания педагогов в течение рабочего дня.

Согласно приказу Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» для педагогов, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении. При этом время для приема пищи относится к ненормированному рабочему времени и может быть регламентировано только локальными актами организации (например, правилами внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, в автошколах должны быть организованы места для приема пищи как сотрудникам организации, так и обучающимся. Этот вопрос регулируется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Согласно документу питание обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях обеспечивают организации общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации.

Организациями общественного питания образовательных учреждений для обслуживания обучающихся могут быть:

— базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;

— доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;

— столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и(или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;

— буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.

Таким образом, в соответствии с подп.19 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» автошкола обязана создать необходимые условия для работы подразделений организаций общественного питания.

3. Нечеткость определения отпускного периода педагогов автошкол.

В соответствии со ст. 334 ТК РФ продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, определяется постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724. Если автошколы относятся к учреждениям НПО или СПО, то отпускной период мастеров производственного обучения и преподавателей составляет 56 календарных дней. Для педагогов автошкол, которые не относятся к учреждениям общего среднего (полного), начального, среднего профессионального образования, отпуск составит 42 календарных дня.

На практике в силу неопределенности статуса автошколы, как особого типа образовательного учреждения, администрации автошкол навязывают педагогическим работникам тот отпуск, который сочтут нужным.

Таким образом, педагоги автошкол имеют право обжаловать порядок назначения отпуска меньшей продолжительности, чем это предоставлено нормативными правовыми актами федерального уровня, обратившись за защитой своих прав в суд.

 


[1] Работа выполнена с использованием Справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

[2] Приказ Минобрнауки России от 04.12.2006 № 299 «Об утверждении Положения об условиях проведения в 2007—2008 годах эксперимента по апробации механизма нормативного финансирования учреждений среднего профессионального образования».

 

Администратор образования №2, январь 2011

В ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВНАЯ| РУБРИКИ | АРХИВ НОМЕРОВ| ПРАВОВАЯ БАЗА| ПРИЛОЖЕНИЯ | НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ | ТРИБУНА | ПОДПИСКА | ЦЕНЫ | КОНТАКТЫ
© 2011 ООО "Администратор образования"

Т/ф.: 8 (495) 786-69-59  e-mail: ovd_r@mail.ru