Администратор образования

 

 

ГЛАВНАЯРУБРИКИАРХИВ НОМЕРОВПРАВОВАЯ БАЗАПРИЛОЖЕНИЯНАШИ КОНСУЛЬТАЦИИТРИБУНАПОДПИСКАЦЕНЫКОНТАКТЫ

Е.Л. Болотова,
д.п.н., профессор юридического
факультета Университета РАО

Об учебной нагрузке учителя при обучении по индивидуальному учебному плану

 Вопрос. Какова возможная минимальная учебная нагрузка обучающегося, если обучение проходит по индивидуальному учебному плану? Обязательно ли ученик должен выбрать 36 часов или допускается меньшее количество часов? На какие нормативные документы можно ссылаться? Сколько минимально ученик может выбрать часов в 8—11-х классах?

Ответ. В данной ситуации следует исходить из того, что согласно п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам. Данное требование закона предполагает, что учащемуся будут созданы все условия для освоения общеобразовательной программы в том объеме, который определен федеральным государственным образовательным стандартом.

Нормы учебной нагрузки учащегося регулируются не только указанным стандартом, но и соответствующими санитарными нормами и правилами. Так, с 1 сентября 2011 года недельная учебная нагрузка для учащихся 8—9-х классов составит 36 академических часов, а в 10—11-х классах — 37 часов (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Согласно, например, приказу Минобрнауки России от 17.12.2010 1897
«
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» количество учебных занятий за 5 лет по программе основного общего образования не может составлять менее 5267 и более 6020 часов. Это дает возможность точно оценить количество учебных часов, которые учащийся может осваивать отдельно каждый год, каждый месяц, каждую неделю.

В приказе Минобразования России от 09.03.2004 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», который опирается на пока еще действующий СанПиН 2.4.2.1178-02[1],
для, например, 8—9-х классов установлена учебная нагрузка учащихся в объеме 35 часов в неделю, а для 10—11-х классов при шестидневной учебной неделе — 36 часов.

Следовательно, пока действуют неотмененные нормы по объему учебной нагрузки, образовательное учреждение обязано обеспечить освоение стандарта независимо от вида учебного плана, по которому учатся учащиеся.

Особое значение индивидуальный учебный план имеет в случае организации профильного обучения старшеклассников (приказ Минобразования России от 09.03.2004 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»). Моделирование такого плана для учащегося должно не только строиться на выборе сочетания базовых и профильных учебных предметов, но и исходить из обязательных требований о нормативах учебного времени, установленных действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и федеральными государственными образовательными стандартами.

Своеобразным ориентиром по учебной нагрузке учащегося является приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». В документе определено, что федеральный базисный учебный план основного общего образования для 5—9-х классов ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

Следовательно, такой же объем учебных недель устанавливается для тех учащихся, которые учатся по индивидуальному учебному плану. При этом не менее
75
процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования, может приходиться на федеральный компонент плана.

В приказе Минобрнауки России от 26.11.2010 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» указано, что для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Итак, образовательное учреждение обязано не только составить индивидуальный учебный план для учащегося, но еще и определить педагога, который будет осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащегося, который обучается по такому плану.

 

Администратор образования №15, август 2011

В ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВНАЯ| РУБРИКИ | АРХИВ НОМЕРОВ| ПРАВОВАЯ БАЗА| ПРИЛОЖЕНИЯ | НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ | ТРИБУНА | ПОДПИСКА | ЦЕНЫ | КОНТАКТЫ
© 2011 ООО "Администратор образования"

Т/ф.: 8 (495) 786-69-59  e-mail: ovd_r@mail.ru