Администратор образования

 

 

ГЛАВНАЯРУБРИКИАРХИВ НОМЕРОВПРАВОВАЯ БАЗАПРИЛОЖЕНИЯНАШИ КОНСУЛЬТАЦИИПОДПИСКАЦЕНЫКОНТАКТЫ

Информационные и коммуникационные технологии в образовательном учреждении:
проблемы и перспективы их внедрения

Информационные и коммуникационные технологии успешно внедряются в различные сферы человеческой деятельности, в том числе в сферу образования. Развитие таких технологий в образовании призвано способствовать совершенствованию организации образовательного процесса, взаимодействию всех его участников и, в конечном счете, повышению успеваемости обучающихся, воспитанников и качества образования. Данная статья посвящена вопросам, связанным с переходом образовательного учреждения на ведение классных журналов и школьных дневников в электронной форме, а также с использованием в образовательном процессе электронных учебников. Мотивом для ее подготовки послужил реальный случай, произошедший в одной из общеобразовательных школ.

Учитель математики, закончив урок, разместил домашнее задание в электронном дневнике. Между тем у некоторых учеников не было доступа в Интернет и они, таким образом, не могли полноценно получить домашнее задание. На вопрос этих детей, как им быть с домашним заданием, учитель, недолго думая, посоветовал обратиться к одноклассникам, имеющим дома доступ в Интернет. На этом разговор был закончен.

Электронный классный журнал

Одним из инструментов взаимодействия участников образовательного процесса является создание и ведение электронных школьных журналов и электронных школьных дневников. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» общеобразовательные учреждения должны перейти на электронный журнал и электронный дневник до 1 января 2014 года. Остановимся на этой проблеме подробнее.

Условия оказания государственной услуги переход на электронный журнал и электронный дневник коррелируются со статьей 15 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и(или) электронных носителях. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает форму ведения учета результатов освоения обучающимися образовательных программ.

Должностные обязанности учителя, определенные квалификационной характеристикой Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», предусматривают обязанность учителя осуществлять «контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)».

Цель создания и назначение электронного классного журнала

Целью создания электронного классного журнала является повышение качества образования за счет повышения уровня прозрачности учебного процесса, автоматизации учетных функций, повышения объективности оценивания учебных достижений обучающихся, удобства ведения учета и анализа учебной деятельности, повышения надежности хранения информации.

Электронный классный журнал предназначен для учета выполнения учебных программ, в том числе учета проведенных учебных занятий, домашних и иных учебных заданий, результатов выполнения учебной программы и посещаемости занятий обучающимися. Использование электронных способов обработки информации позволяет лучше отразить индивидуальную успеваемость обучающихся.

Рассмотрим ожидаемые результаты перехода на электронную форму ведения классного журнала для всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты перехода на электронную версию
классного журнала для обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)

Электронный классный журнал является электронной версией традиционного классного журнала, которая доступна для удаленного просмотра посредством электронной связи. Создание и ведение электронного классного журнала позволит перевести отношения между образовательным учреждением и семьей на более высокий технологический уровень, поскольку при ведении учета успеваемости в такой форме обучающимся и их родителям (законным представителям) обеспечивается возможность автоматического получения соответствующей учебной информации. При этом родители (законные представители) могут ознакомиться не только с успехами своего ребенка, но и с общей информацией.

В целом в результате перехода на электронный журнал обучающиеся и их родители (законные представители) получат оперативный доступ к такой информации, как сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося; сведения о промежуточной и итоговой аттестации обучающегося; сведения о посещаемости уроков (занятий), сведения о расписании уроков (занятий), сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий); сведения о содержании образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания. Фактически обучающиеся и их родители (законные представители) получают всю интересующую их информацию, связанную с обучением ребенка.

Ожидаемые результаты перехода на электронную версию
классного журнала для педагогических работников

Ведение электронного классного журнала позволит педагогическим работникам образовательного учреждения осуществлять:

учет проведенных уроков (занятий) с возможностями занесения даты урока, темы урока, описания пройденного материала, выданного обучающимся домашнего задания;

регистрацию факта присутствия или отсутствия обучающегося на уроках (занятиях);

выставление текущих и итоговых оценок обучающимся в принятой в образовательном учреждении системе оценивания;

указание фактов замены или совмещения занятий при отсутствии основного педагогического работника;

ввод неформализованных комментариев в отношении учебной деятельности обучающихся;

внесение результатов испытаний, проводимых в образовательном учреждении по окончании учебных периодов перед формированием итоговой оценки;

отражение информации о выполнении образовательной программы;

формирование сводок по итоговым отметкам (оценкам) на учебных курсах, пропускам;

анализ (формирование аналитических отчетов) успеваемости и посещаемости обучающихся;

внесение исправлений в данные учета (темы уроков, оценки, домашние задания) и осуществление контроля за исправлениями в соответствии с действующим регламентом образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты перехода на электронную версию классного журнала для педагогических работников образовательного учреждения, выполняющих функции классных руководителей

Переход на электронную версию классного журнала позволит обеспечить педагогическим работникам образовательного учреждения, выполняющим функции классных руководителей, следующие возможности:

актуализацию (корректировку) списков класса и учебных групп;

актуализацию (корректировку) данных обучающихся класса;

анализ успеваемости обучающихся и посещаемости ими занятий.

Ожидаемые результаты перехода на электронную версию классного журнала для администрации образовательного учреждения

Ведение электронного классного журнала позволит обеспечить администрации образовательного учреждения следующие возможности:

просмотр и редактирование всей информации электронного классного журнала в соответствии с функциональными обязанностями и уровнем доступа;

формирование сводной ведомости итоговых отметок по стандартной форме на бумажном носителе;

оперативный анализ текущих и итоговых результатов учебной деятельности обучающихся и педагогических работников образовательного учреждения;

экспорт информации из электронного классного журнала в стандартные форматы данных для анализа и(или) формирования отчетных форм;

ввод и актуализацию списков обучающихся, классов, учебных групп, педагогических работников образовательного учреждения;

отражение движения обучающихся (перевод из одного класса в другой, выбытие);

настройку структуры учебного года (периодов обучения);

настройку систем оценивания.

Условия для перехода на ведение классного журнала в электронной форме

Полная замена традиционного документооборота образовательного учреждения на бумажных носителях требует обеспечения инструментария для отражения в электронной форме как минимум тех же функций. Для перехода на электронный классный журнал необходимо создание ряда определенных условий. К ним относятся:

формирование соответствующей нормативной правовой базы (локальных актов);

проведение соответствующих организационных мероприятий с педагогическими работниками (напомним, что в соответствии со статьей 74 Трудового Кодекса Российской Федерации «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» о необходимости перевода учета учебной деятельности в электронный вид работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца);

обладание сотрудниками образовательного учреждения соответствующим уровнем ИКТ-компетентности;

психологическая готовность сотрудников образовательного учреждения к инновационной деятельности;

соответствующий уровень технического оснащения образовательного учреждения;

наличие устройств доступа к электронному классному журналу.

Создание и ведение классного электронного журнала выдвигают ряд требований к защите и сохранности информации, программному и техническому обеспечению.

Требования к защите информации от несанкционированного доступа

Функционирование и использование электронного классного журнала должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе с Федеральным законом от 27.07.2006 152-ФЗ «О персональных данных». В образовательном учреждении необходимо предусмотреть средства авторизации и аутентификации пользователей, обеспечивающие разграничение прав доступа пользователей электронного классного журнала. Информация об обучающихся может быть доступна исключительно сотрудникам образовательного учреждения, участвующим в образовательном процессе. Следует предусмотреть протоколирование действий пользователей по внесению и изменению информации в электронный классный журнал регистрацией времени и авторства.

Требования к сохранности информации

Электронный классный журнал должен обеспечивать возможность архивного хранения данных (в том числе на внешних электронных и бумажных носителях). Электронное хранение архивных данных следует осуществлять минимально на двух носителях и хранить в разных помещениях.

Архивное хранение учетных данных должно предусматривать контроль за их целостностью и достоверностью на протяжении всего необходимого срока, например, с помощью электронной подписи. В электронном классном журнале должна быть предусмотрена возможность резервного копирования информации ответственным сотрудником образовательного учреждения, в том числе на внешние электронные носители.

Электронный классный журнал также должен обеспечить достоверность хранимой информации, предусмотренную правилами ведения электронного документооборота; обеспечивать возможность ввода, хранения и использования структуры учебного года, списков изучаемых предметов, списков обучающихся и педагогических работников образовательного учреждения, списков классов, учебных групп, текущей успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Требования к программному и техническому обеспечению

Электронный классный журнал может устанавливаться непосредственно в образовательном учреждении либо использоваться в виде внешнего интернет-сервиса. Электронный классный журнал должен функционировать в соответствии с требованиями к надежности существующей ИКТ-инфраструктуры образовательного учреждения с действующей локальной вычислительной сетью или в условиях ее отсутствия. В случае необходимости использования данных электронного классного журнала из электронной формы в качестве печатного документа информация выводится на печать и заверяется в установленном порядке. При ведении учета в электронном виде необходимость вывода данных на печать для использования в качестве документа определяется соответствием используемой информационной системы ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования». Данные электронного классного журнала образовательного учреждения не должны размещаться на серверах внешних организаций, размещенных за пределами Российской Федерации.

Подчеркнем, что на сегодняшний день ведение электронного классного журнала не отменяет ведения традиционного классного журнала на бумажном носителе. Эти два документа должны вестись параллельно.

Электронный школьный дневник

Электронный школьный дневник, как и в случае с электронным классным журналом, является электронной версией обычного школьного дневника и содержит в себе ту же информацию, что и традиционный школьный дневник.

Цель перехода на электронный школьный дневник

Целью электронного школьного дневника является ускорение процесса обмена учебной информацией между участниками образовательного процесса и повышение удобства доступа к этой информации. Ведение электронного школьного дневника позволяет перевести большую часть оперативной информации, используемой в образовательном процессе, в электронный вид с последующим обеспечением доступа к нему участникам образовательного процесса родителям, обучающимся (воспитанникам), педагогическим работникам посредством электронной связи. С помощью электронного школьного дневника родители (законные представители) смогут следить за расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, а также общаться в режиме он-лайн с учителями и администрацией школы с удаленного компьютера, подключенного к сети Интернет. Электронные школьные дневники также выполняют роль современного инструментария для мониторинга и контроля успеваемости и посещаемости в образовательном учреждении. Наличие электронных дневников также облегчает процесс консолидации статистических данных в разделе классов, учителей, предметов.

Для обеспечения перехода на электронный школьный дневник необходимо создание определенных условий. Среди них:

обеспечение соответствующего уровня технического оснащения образовательного учреждения (наличие сервера, постоянного системного администратора, ответственного за ведение электронного дневника);

наличие компьютера с выходом в Интернет у родителей (законных представителей);

обладание сотрудниками образовательного учреждения соответствующим уровнем ИКТ-компетентности;

наличие оборудованных рабочих мест для сотрудников образовательного учреждения (предпочтительно в каждом учебном кабинете).

Обратим внимание, что, как и в случае с классным журналом, электронный и традиционный школьные дневники в настоящее время должны вестись параллельно. Кроме того, обеспечение перехода на электронный дневник в значительной степени зависит от наличия или отсутствия компьютеров с выходом в Интернет у родителей (законных представителей).

Электронные учебники

Что такое учебник и какова его роль в образовательном процессе? Обобщив различные определения, дадим еще одно: «учебник книга, содержащая систематическое изложение знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры, составляемая с учетом возрастных особенностей читательской аудитории и используемая как на различных уровнях системы образования, так и для самостоятельного обучения». На сегодняшний день учебник по-прежнему является основным инструментом передачи информации в процессе получения образования. Учебник, как традиционный печатный, так и электронный, должен иметь следующие общие признаки: учебный материал излагается из определенной области знаний; учебный материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры; учебный материал излагается систематически, то есть представляет собой целое завершенное произведение.

В то же время единое понимание, что такое электронный учебник, на сегодняшний день отсутствует. Под электронным учебником, как правило, понимается электронная копия традиционного печатного учебника.

Отличительные признаки электронных учебников

Электронный учебник относится к обучающим программным средствам, ориентированным на организацию и проведение учебного процесса, и представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела. Дополнительным средством к электронному учебнику является электронное пособие, которое представляет собой интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса, включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленный в виде текста, графика, либо в мультимедийном виде. Существуют также электронные обучающие курсы, содержащие такие разделы, как тесты, кроссворды, обучающие игры.

Основным свойством, отличающим электронный учебник от электронной копии традиционного печатного учебника, должно быть наличие в нем дополнительных возможностей. Например, возможность обновления учебных материалов позволяет обеспечивать более высокую степень актуальности и отражения современного состояния предметных областей в электронном учебнике по сравнению с традиционными печатными изданиями. Особенностью электронного учебника также является тесное взаимодействие всех его разделов. Электронный учебник должен предусматривать моментальный переход по ссылке от одного раздела к другому.

Важное значение имеет применение средств мультимедиа комплексное использование различных форм представления информации (текст, графика, звук, видео, фото), как статической, так и динамической, совместно с возможностями интерактивной работы пользователей. Благодаря мультимедиа во многих дисциплинах повышаются скорость и качество усвоения учебного материала, поскольку обучающийся вовлекается в активные действия, что происходит при использовании интерактивного мультимедиа.

Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности, а также обеспечить многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режимах. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.

Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации. Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру.

В учебнике, как электронном, так и традиционном печатном, выделяются две основные части: содержательная и процессуальная. В электронном учебнике к ним добавляются еще две части: управляющая и диагностическая. Содержательная часть учебника состоит из таких компонентов, как познавательный, демонстрационный. Процессуальная часть включает в себя компоненты: моделирующий, контрольный, закрепляющий. Управляющая часть представляет собой программную оболочку электронного учебника, способную обеспечить взаимосвязь между его частями и компонентами. Диагностическая часть хранит статистическую информацию о работе с конкретными программами.

Вместе с тем качество существующих электронных учебников не позволяет в полной мере использовать те возможности, которые предоставляют электронные средства хранения и передачи информации, в частности, совместить видеоматериалы, аудиоматериалы, тексты, таблицы, справочники, изображения и тому подобное.

Подводя итог, подчеркнем, что электронный учебник в существующем качестве сегодня не может заменить традиционный печатный учебник и пока является только вспомогательным средством к нему или же является электронной копией печатного оригинала.

Вместо послесловия

Безусловно, за электронными и информационными технологиями в сфере образования будущее. Было бы непростительной ошибкой этого не понимать. Но они должны внедряться в образовательный процесс при наличии соответствующих условий и, самое главное, не навредив его участникам, прежде всего детям.

 

В.Г. Боровик,
начальник отдела Управления надзора и контроля
за деятельностью органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации Рособрнадзора,
заслуженный учитель Российской Федерации
 

В ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВНАЯ| РУБРИКИ | АРХИВ НОМЕРОВ| ПРАВОВАЯ БАЗА| ПРИЛОЖЕНИЯ | НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ | ПОДПИСКА | ЦЕНЫ | КОНТАКТЫ
© 2013  ООО "Администратор образования"

Т/ф.: 8 (495) 963-15-64  e-mail: ovd_r@mail.ru