Администратор образования

 

 

ГЛАВНАЯРУБРИКИАРХИВ НОМЕРОВПРАВОВАЯ БАЗАПРИЛОЖЕНИЯНАШИ КОНСУЛЬТАЦИИТРИБУНАПОДПИСКАЦЕНЫКОНТАКТЫ

С.Б. Хмельков,
заместитель заведующего правовым отделом
аппарата Профсоюза работников
народного образования и науки РФ

ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

В последнее время мы все чаще слышим о таком понятии, как антикоррупционная экспертиза. Что это такое? Как регулирует современное законодательство эти вопросы? Кто может быть экспертом? Могут ли образовательные учреждения участвовать в экспертной работе? Об этом пойдет речь в настоящей статье.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливает Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — Закон).

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и(или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов); компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов); сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее — органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов).

Законом определены также основные субъекты, обладающие правом проведения антикоррупционной экспертизы издаваемых нормативных правовых актов (проектов), которыми являются: Прокуратура России, Минюст России, федеральные органы, организации и их должностные лица (разработчики) и иные государственные органы и организации; органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении правовой экспертизы и мониторинге их применения. В случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, они информируют об этом органы прокуратуры.

Институты гражданского общества и граждане также могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов). В заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы также носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в течение 30 дней со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Правила проведения экспертизы проектов
нормативных правовых актов и иных документов

В целях организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению таких положений, постановлением Правительства России от 5 марта 2009 г. № 195 утверждены Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В последующем на основании указанного постановления приказом Минюста России от 31 марта 2009 г. № 92 утверждено Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность.

Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится аккредитованными Минюстом России юридическими лицами и физическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств (далее соответственно — независимая экспертиза на коррупциогенность, независимые эксперты). А в отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится. Независимыми экспертами не могут являться юридические и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта документа, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти — разработчика проекта документа. Положение об аккредитации независимых экспертов утверждается Минюстом России.

Основными требованиями и условиями для проведения аккредитации независимых экспертов являются:

а) для юридических лиц — наличие в штате не менее трех сотрудников, удовлетворяющих требованиям к аккредитации физического лица (наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет);

б) для физических лиц — наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет.

Свидетельство об аккредитации выдается на 5 лет. Плата за аккредитацию, в том числе за выдачу свидетельства об аккредитации, не взимается.

Аккредитация аннулируется Минюстом России в случаях:

а) добровольного отказа независимого эксперта от аккредитации;

б) непроведения независимой экспертизы на коррупциогенность более двух лет.

Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность федеральный орган исполнительной власти — разработчик проектов документов размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование в государственные органы и организации в соответствии с п. 57 Регламента Правительства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260. Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти — разработчиком проектов документов, не может быть меньше срока, установленного для их рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями.

Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность проектов документов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина или устанавливающих правовой статус организаций, федеральный орган исполнительной власти — разработчик указанных проектов документов размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в юридическую службу указанного федерального органа. Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти — разработчиком указанных проектов документов, не может быть меньше срока их рассмотрения юридической службой указанного федерального органа.

По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с методикой. В последующем оно направляется федеральному органу исполнительной власти — разработчику проекта документа по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.

Учет результатов экспертизы на коррупциогенность

Положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой экспертизы на коррупциогенность, а также экспертизы на коррупциогенность, проводимой Минюстом России, устраняются на стадии доработки проекта документа структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти — разработчика проекта документа. В случае несогласия федерального органа исполнительной власти с результатами независимой экспертизы на коррупциогенность, а также с результатами экспертизы на коррупциогенность, проведенной Минюстом России, свидетельствующими о наличии в проекте документа, разрабатываемого этим федеральным органом исполнительной власти, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, федеральный орган исполнительной власти вносит указанный проект документа на рассмотрение президента или в Правительство России с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.

К проекту документа, вносимому федеральным органом исполнительной власти — разработчиком проекта документа на рассмотрение Президента или в Правительство РФ, прилагаются все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам независимой экспертизы на коррупциогенность.

Методика проведения экспертизы

В целях организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196 утверждена Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Основной задачей применения Методики является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее — экспертиза на коррупциогенность). Постановлением определены правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.

Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.

Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.

По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов. В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с рекомендованной правительством Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

Коррупционными факторами являются:

а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;

б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

в) факторы системного характера.

Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, выражаются в:

— широте дискреционных полномочий — отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

— определении компетенции по формуле «вправе» — диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

— наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

— злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

— выборочном изменении объема прав — возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

— чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества — наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

— принятии нормативного правового акта сверх компетенции — нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

— заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

— юридико-лингвистической неопределенности — употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:

— существовании собственно пробела в правовом регулировании — отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и т.д.;

— отсутствии административных процедур — отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

— отказе от конкурсных (аукционных) процедур — закреплении административного порядка предоставления права (блага);

— отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) — отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;

— отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) — отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

— отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);

— нарушении режима прозрачности информации — отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, — нормативные коллизии.

Нормативные коллизии — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Порядок аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность

В соответствии с Правилами проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195, приказом Минюста России от 31 марта 2009 г. № 92 утверждено Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность.

Юридическое или физическое лицо, изъявившее желание получить аккредитацию на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность и представившее письменное заявление, а также информацию, необходимую для получения аккредитации, в Минюст России, должно отвечать обязательным требованиям, предусмотренным п. 6 Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195.

Чтобы попасть в число физических лиц, аккредитованных в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы на коррупциогенность, человеку достаточно написать заявление в произвольной форме и направить его в Минюст России. К заявлению необходимо приложить копии диплома, трудовой книжки, а также документа, удостоверяющего личность. Требования к гражданину — иметь высшее образование и стаж работы не менее пяти лет. Решение об аккредитации принимается в течение двадцати дней, затем должно быть бесплатно выдано соответствующее свидетельство.

Для получения аккредитации юридическое лицо представляет в непосредственно Минюст России или по почте:

1) заявление об аккредитации, составленное в произвольной форме, подписанное руководителем организации с проставлением даты и заверенное оттиском печати организации, с обязательным указанием почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ, и адреса электронной почты, в случае если экспертные заключения будут направляться в виде электронного сообщения (документа);

2) заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

3) подписанный руководителем организации список сотрудников организации, отвечающих требованиям к аккредитации физического лица. А также заверенные копии: документов государственного образца о высшем профессиональном образовании указанных сотрудников организации; трудовых книжек указанных сотрудников организации; документов, удостоверяющих личности указанных сотрудников организации.

Физическое лицо для получения аккредитации представляет в Минюст России лично или по почте: заявление об аккредитации, составленное в произвольной форме, с обязательным указанием фамилии, имени, отчества (последнее — при наличии), почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ, и адреса электронной почты, в случае если экспертные заключения будут направляться в виде электронного сообщения (документа), а также с обязательным проставлением подписи и даты; копию документа государственного образца о высшем профессиональным образовании; копию трудовой книжки и копию документа, удостоверяющего личность.

Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации принимается Минюстом России в течение 20 рабочих дней с даты поступления в центральный аппарат Минюста России документов, указанных в п. 3 и 4 Положения, после проверки полноты и правильности их оформления. При принятии положительного решения издается распоряжение Минюста России об аккредитации юридического или физического лица в качестве независимого эксперта за подписью заместителя министра юстиции в соответствии с распределением обязанностей. В случае отказа в аккредитации Минюст России направляет в адрес заявителя письмо за подписью заместителя министра юстиции в соответствии с распределением обязанностей с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Основаниями для отказа в аккредитации являются: несоответствие физического или юридического лица требованиям, предусмотренным п. 6 Правил; непредставление или ненадлежащее оформление документов.

Официальными документами, удостоверяющими аккредитацию, являются свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность, и свидетельство об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность, выдаваемые на основании распоряжения Минюста России. Свидетельства об аккредитации подписываются заместителем министра юстиции в соответствии с распределением обязанностей и выдаются на 5 лет. Плата за аккредитацию, в том числе за выдачу свидетельств, не взимается.

В течение 10 рабочих дней со дня издания распоряжения Минюста России об аккредитации юридического или физического лица в качестве независимого эксперта Минюст России оформляет свидетельство об аккредитации и направляет его в территориальный орган Минюста России по месту нахождения заявителя для выдачи заявителю либо его уполномоченному представителю под роспись с представлением документа, удостоверяющего личность гражданина. Территориальный орган Минюста России направляет подтверждение о выдаче свидетельства об аккредитации в центральный аппарат Минюста России. О выдаче свидетельств об аккредитации производится соответствующая запись в журнале Минюста России по учету выдачи свидетельств об аккредитации. Информация об аккредитации юридических и физических лиц размещается на официальном сайте Минюста России в сети Интернет.

Аккредитация аннулируется Минюстом России в случаях: добровольного отказа аккредитованных юридических и физических лиц от аккредитации; непроведения экспертизы на коррупциогенность более двух лет. При принятии решения об аннулировании аккредитации издается распоряжение Минюста России за подписью заместителя министра в соответствии с распределением обязанностей и делается запись в журнале Минюста России по учету выдачи свидетельств об аккредитации.

В течение двух рабочих дней после издания Минюстом России распоряжения об аннулировании аккредитации в адрес юридического или физического лица направляется соответствующее письмо. Информация об аннулировании аккредитации размещается на официальном сайте Минюста России в сети Интернет.

В Списке юридических лиц, аккредитованных в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы на коррупциогенность, опубликованном на официальном интернет-сайте Минюста России (по состоянию на 16 ноября 2010 г.), содержатся наименования 164 юридических лиц, среди которых 10 образовательных организаций:

1. Автономная некоммерческая образовательная организация «Современный экономический институт» (распоряжение от 16 февраля 2010 г. № 1428-р).

2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный технический университет» (распоряжение от 6 июля 2009 г. № 2092-р).

3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права» (распоряжение от 21 июня 2010 г. № 4876-р).

4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия» (распоряжение от 4 июня 2009 г. № 1619-р).

5. Негосударственное образовательное учреждение «Академия безопасности и специальных программ» (распоряжение от 19 октября 2009 г. № 3831-р).

6. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская юридическая академия» (распоряжение от 5 мая 2010 г. № 3955-р).

7. Негосударственное образовательное учреждение «Мурманский гуманитарный институт» (распоряжение от 26 июня 2009 г. № 1918-р).

8. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская Академия адвокатуры и нотариата (Институт)» (распоряжение от 23 ноября 2009 г. № 4640-р).

9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина» (распоряжение от 4 июня 2009 г. № 1623-р).

10. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (распоряжение от 27 января 2010 г. № 306).

Примеры непосредственного участия представителей гражданского общества в антикоррупционной экспертизе свидетельствуют о социальной востребованности, реальном конструктивном взаимодействии гражданского общества и государственной власти и соответствующей правовой культуре.

Администратор образования №4, февраль 2011

В ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВНАЯ| РУБРИКИ | АРХИВ НОМЕРОВ| ПРАВОВАЯ БАЗА| ПРИЛОЖЕНИЯ | НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ | ТРИБУНА | ПОДПИСКА | ЦЕНЫ | КОНТАКТЫ
© 2011 ООО "Администратор образования"

Т/ф.: 8 (495) 786-69-59  e-mail: ovd_r@mail.ru