Администратор образования

 

 

ГЛАВНАЯРУБРИКИАРХИВ НОМЕРОВПРАВОВАЯ БАЗАПРИЛОЖЕНИЯНАШИ КОНСУЛЬТАЦИИПОДПИСКАЦЕНЫКОНТАКТЫ

Об управлении контролем результатов освоения обучающимися
образовательных программ основного общего образования

Внутришкольный мониторинг

В Стандарте основного общего образования (далее Стандарт) закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

В практике современного образования возрастает значимость оценки деятельности образовательных учреждений и отдельных педагогов по результатам, получаемым в процессе итоговой аттестации обучающихся, их участия в олимпиадном и конкурсном движениях; региональных проверок качества образования, государственной аккредитации образовательных учреждений. В системе образования внедряются: теория управления по результатам, компетентностный подход, акцентирующие внимание на результатах освоения обучающимися образовательных программ. В то же время итоги внешних независимых диагностических процедур свидетельствуют о недостаточном уровне качества обучения непосредственного результата образовательного процесса, зависящего от состояния и использования ресурсов и условий, степени обеспечения эффективности процессов, интеллектуального потенциала учеников. Данное противоречие свидетельствует о недостаточной степени разработанности и внедрения системы внутришкольного мониторинга качества образовательного результата, как интегрирующего элемента системы внутришкольного управления.

Под образовательным мониторингом мы будем понимать постоянное отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, их определивших, а также принятия и реализации управленческих решений по регулированию и коррекции. Традиционная массовая практика проведения школьного мониторинга сводится к проведению учителем отдельных диагностических работ, их анализа с позиции выявления элементов содержания образования, недостаточно освоенного обучающимися. Задача обеспечения качества образования требует осуществить перенос целевых установок внутришкольного мониторинга на анализ причин полученных результатов, среди которых первостепенное значение принимает уровень профессиональной компетентности педагога, и на принятие управленческих решений как по обеспечению ликвидации существующих пробелов в подготовке обучающихся, так и по приведению уровня профессиональной компетентности учителей в соответствие с современными требованиями.

В связи с этим необходимо отметить, что внутришкольный мониторинг является компонентом системы внутришкольного управления, звеном управленческого цикла, а не способом реализации лишь одной из функций управления контроля. Широко используемый в практике термин «внутришкольный контроль» является дезориентирующим для руководителей образовательных учреждений, ибо отрывает контроль от остальных функций управления, что противоречит теории управления образованием и, в частности, понятию «образовательный мониторинг». Рассмотрим реализацию всех функций управления в процессе системы мониторинга, объектами которого являются:

ресурсы и условия: кадровые, материально-технические, информационные, программно-дидактические, методические, организационные, управленческие;

процессы: методическая деятельность педагогов; урочная и внеурочная деятельность учителей и обучающихся;

результаты диагностических, контрольных, проектных работ; независимых проверок качества, аккредитационных и аттестационных процедур; олимпиад, конкурсов, итоговой аттестации обучающихся.

Информационно-аналитическая функция управления. Информация, получаемая в результате контрольно-диагностических процедур всех объектов мониторинга, является предметом анализа. Цель анализа выявить комплекс причин, определивших полученные (как позитивные, так и негативные) результаты, в сравнении с запланированными; ресурсы, условия, средства, процессы, воздействующие на обеспечение качества образования, для построения индивидуальной траектории развития как образовательного учреждения в целом, так и конкретных педагогов. Данная функция может быть реализована, если информация является объективной, актуальной, конкретной.

Анализ выявленных результатов и факторов, их определивших (информационно-аналитическая функция управления), предопределяет объективное целеполагание субъектами управления (мотивационно-целевая функция). Поставленные цели определяют логику и содержание планирования (планово-прогностическая функция), организацию деятельности всех субъектов системы, не исключающую самостоятельного выбора исполнителями ресурсообеспеченных условий, средств, организационных форм и способов достижения (организационно-исполнительская функция), подверженных диагностике и контролю (контрольно-диагностическая функция), на основании которого осуществляются регулирование и коррекция. Полученный новый результат подвергается анализу, на основании которого осуществляется целеполагание и т.д. Детальное рассмотрение порядка выполнения функций управления позволяет выявить особую роль информационно-аналитической функции. Не отрицая положения о ведущей роли целеполагания в управленческом цикле, следует отметить, что цели являются производными информации, получаемой в результате анализа состояния системы, что, в свою очередь, подчеркивает необходимость развития аналитической компетенции руководителей образовательных учреждений.

Анализ любого направления деятельности образовательного учреждения (или конкретного педагога) должен содержать следующие разделы:

задачи, стоявшие на анализируемый период (как конкретные, достижимые, диагностируемые результаты деятельности);

деятельность по реализации каждой из задач, способы диагностики выполнения и достигнутые результаты;

причины достигнутых результатов (как положительных, так и негативных) и их оценка;

выявленный положительный опыт и задачи по его внедрению и трансляции;

выявленные проблемы и задачи по их решению.

Мотивационно-целевая функция призвана обеспечить постановку конкретных, диагностируемых, достижимых целей по развитию причин и факторов, способствующих достижению позитивных результатов; по устранению (снижению степени воздействия) причин и факторов негативных результатов. Данная функция требует обеспечения мотивированного участия всех субъектов деятельности по достижению поставленных целей.

Планово-прогностическая функция предполагает обеспечение планирования комплекса конкретных, диагностируемых мер по достижению каждой из поставленных целей. Следует отметить, что планирование должно охватывать деятельность по всем взаимосвязанным объектам мониторинга; быть адресным, то есть характеризовать конкретную деятельность каждого участника деятельности. Например, какие конкретно структурные элементы уроков, проводимых данным учителем, являются неэффективными; как повысить их эффективность; кому и что для этого нужно сделать. Какие приемы организации образовательной деятельности обучающихся должен освоить и совершенствовать конкретный учитель; как, в какие сроки он должен реализовать данный план; как, когда, кем будет осуществлена проверка результата.

Организационно-исполнительская функция призвана обеспечить условия и взаимодействие всех субъектов деятельности для реализации намеченных планов по достижению цели.

Контрольно-диагностическая функция обеспечивает непосредственное проведение комплекса диагностических мероприятий и нацелена на выявление соответствия реального состояния компонентов образовательной системы (объектов мониторинга) запланированному состоянию.

Регулятивно-коррекционная функция призвана обеспечить оперативное регулирование процессов и коррекцию деятельности участников для поддержания всей образовательной системы на запрограммированном уровне в процессе реализации всех функций управления.

Таким образом, внутришкольный мониторинг является интегрирующим компонентом системы внутришкольного управления, цель которого создать условия обеспечения качества образования.

Задачи внутришкольного мониторинга:

объективнее выявить состояние образовательных ресурсов, условий, процессов, результатов в конкретное время;

обеспечить оперативное выявление причин и факторов отклонения состояния всех объектов мониторинга от прогнозируемых результатов;

создать условия для принятия управленческих решений по организации планомерной работы каждого участника образовательного процесса по ликвидации действия негативных (индивидуальных и педагогических) факторов и внедрения передового (эффективного) опыта обеспечения качества образования.

Целевые установки внутришкольного мониторинга определяют методику его реализации:

анализ состояния образовательных ресурсов и условий с точки зрения обеспечения эффективности образовательного процесса;

анализ образовательных процессов: посещение уроков и внеурочных мероприятий всех учителей, анализ и формулирование рекомендаций по оптимизации процесса управления уроком, системы внеурочной деятельности; анализ методической работы образовательного учреждения;

анализ результатов образовательного процесса: составление графика проведения административных диагностических работ, проведение диагностических работ согласно графику, объективная проверка работ обучающихся.

Проведение административных диагностических работ, призванных обеспечить достоверность результатов, должно полностью исключить возможность учителя повлиять на их итоги. Для реализации системы административных диагностических работ необходимо составить общий план внутришкольного мониторинга, корректируемого учителями не реже одного раза в учебную четверть. Все указанные в плане диагностические работы проводятся учителями, при этом заместитель руководителя по учебной работе может присутствовать на любой из них без предупреждения, что позволит исключить дополнительную отработку диагностируемого содержания учителем. Такие работы в совокупности должны охватить все классы, все учебные дисциплины, всех учителей. Чередуя в течение учебного года диагностируемые предметы и классы, можно получить общую картину уровня освоения обучающимися отдельных разделов образовательных программ в каждом классе по каждому предмету, уровень реализации образовательных программ каждым учителем. Следует оговорить, что формат диагностической работы основные вопросы образовательных программ, представленные не только в форме тестов, но и однозначных ответов, объяснений, заданий на применение знаний и способов деятельности (последнее в наибольшей степени соответствует духу Стандарта), требующих на выполнение не более 15—20 минут. В качестве диагностической работы могут выступать плановая контрольная работа и другая, характерная для конкретного предмета, форма контроля.

Анализ результатов диагностических работ осуществляется по ряду направлений:

выявление индивидуальных ошибок, вызванных субъективными причинами, что требует последующего составления и реализации учителями индивидуального плана ликвидации выявленных пробелов конкретных обучающихся;

выявление массовых ошибок (повторяющиеся у 17% и более диагностируемых обучающихся), вызванных недостаточным уровнем качества преподавания. В этом случае требуется тщательный анализ всех объектов мониторинга для выявления причин низкого качества результатов, планирование и реализация мер, направленных как на устранение выявленных факторов, недочетов профессиональной деятельности учителя, так и на оказание помощи обучающимся;

анализ результатов олимпиад, конкурсов, итоговой аттестации, внешних диагностических процедур;

анализ результатов серии диагностических работ, других показателей результативности образовательного процесса, проводимый по классам, предметам, учителям, отдельным обучающимся;

принятие управленческих решений как постановка задач по трансляции выявленного опыта эффективной профессиональной деятельности; по ликвидации причин и факторов неуспешности всех субъектов образовательной деятельности (т.е. не только обучающихся, но и педагогов и управленцев);

мотивация всех субъектов деятельности на выполнение поставленных задач;

планирование персональной деятельности всех субъектов образовательного процесса по достижению поставленных задач, согласование планов;

обеспечение ресурсной базы и оптимальных условий осуществления образовательного процесса;

организация взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности по обеспечению реализации планов;

контроль реализации планов;

диагностика процесса и результата выполнения принятых управленческих решений;

регулирование и коррекция на всех этапах осуществления мониторинга.

Таким образом, сочетание оперативного, тематического и итогового анализа, осуществляемого в процессе единой системы внутришкольного мониторинга, постановка и реализация оперативных, тактических и стратегических целей призваны создать управленческие условия обеспечения качества результата образовательного процесса.

Цели и принципы контроля

Одним из эффективных путей реализации Стандарта в части обеспечения качества образования и преодоления неуспешности обучения является научно-обоснованная система управления контролем уровня достижения планируемых результатов реализации образовательных программ[1].

Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования определяются образовательными программами, составленными на основании Стандарта. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Цели образовательной деятельности определяются учителем на каждом уроке как конечный результат, то есть по окончании урока каждый обучающийся должен освоить конкретные запланированные личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы. Исходя их этого, каждый урок должен строиться не как экстенсивное общение по заданной теме (чем грешит массовая практика), а как интенсивное освоение обучающимися запланированных результатов в процессе деятельности по выполнению комплекса учебных заданий, содержание которых адекватно учебной программе (при этом тема урока является одним из средств достижения целей урока).

Главная цель контроля выявить наличие и характер отклонений от поставленных целей деятельности на основе целенаправленного сбора данных (образовательного мониторинга) и выявить причины, определившие их. Сокращение периода контроля (и, следовательно, объема контролируемых параметров) позволяет облегчить выявление содержания отклонений и внесение корректив. Исходя из этого, оптимальной единицей контроля является логическая единица (понятие, причинно-следственная связь, действие). Такая организация контроля позволяет оптимально и результативно реализовать все функции контроля: осуществление обратной связи, диагностическую и стимулирующую.

Построение эффективной системы контроля осуществляется с учетом его основных принципов:

1. Нормативность. Данный принцип требует от учителя составления перечня результатов (согласно требованиям образовательной программы), подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым обучающимся, и доведения его до сведения всех школьников до начала отработки (т.е. обучающийся, приступая к изучению логической части курса, должен иметь информацию о том, какие результаты он должен получить к моменту окончания изучения данного раздела курса).

2. Плановость. Согласно данному принципу учителю необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная информация должна быть доведена до сведения обучающихся до начала этапа освоения содержания программы, подлежащего контролю.

3. Выделение главного звена. Данный принцип требует выносить на контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть освоены каждым обучающимся.

4. Объективность. Учителю необходимо разработать критерии уровней достижения запланированных результатов школьниками, которые в обязательном порядке должны быть им известны.

5. Индивидуализация. Данный принцип предполагает учитывать индивидуальные особенности обучающихся при выборе форм и периодичности (а не содержания) контроля.

6. Системность.

Система контроля достижения образовательных результатов обучающихся

Данная система должна включать следующие этапы контроля:

· Текущий контроль проводится как во время, так и после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина, причинно-следственной связи, действия, учебного приема и т.п.). Цель текущего контроля не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить эффективность процесса обучения каждого обучающегося, уровень достижения запланированных результатов; причины, препятствующие достижению цели данного этапа урока и внести оперативные корректировки в образовательный процесс для обеспечения запрограммированного образовательного результата. Безоценочный контроль на данном этапе способствует и формированию положительного психологического климата, так как нацелен на выявление проблем, возникающих в процессе обучения, и их решение. На данном этапе эффективны само-
и взаимоконтроль. Формы контроля беседа, выполнение упражнений, учебной задачи и т.п.

· Промежуточный контроль проводится с аналогичной целью после отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов урока. Учитель отслеживает достижение образовательного результата всеми обучающимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля выполнение заданий, беседа, тестирование и др.

Предварительный контроль проводится после отработки системы контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля. Результат контроля оценивается у каждого школьника. Обучающиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля практическая работа, пилотный проект, тестирование, творческое задание, составление комплексной характеристики объекта, аналитический ответ и т.п. Целесообразной является возможность обучающихся повысить свой результат. Темы, выносимые на школьный мониторинг знаний по каждой учебной дисциплине, определяются значимостью темы в общей логике предмета. Форма проведения диагностической работы определяется учителем. Содержание работы основные предметные и метапредметные результаты, указанные в программе.

Итоговый контроль проводится после отработки предметных и метапредметных результатов учебного курса. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Формами итогового контроля могут быть выполнение и защита проектных, исследовательских, творческих работ.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования согласно Стандарту включает две составляющие:

результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;

результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Проведение итогового контроля в форме выполнения и защиты творческих (проектных, исследовательских) работ позволяет расширить и углубить знания школьников в выбранной ими предметной области, способствует формированию научного мышления, развитию индивидуальных способностей, приобретению опыта исследовательской работы, является эффективным средством реализации идей Стандарта. Кроме того, в результате работы создается произведение, позволяющее использовать его в образовательном процессе. Недостатком такой формы контроля является невозможность проверить уровень достижения конкретным школьником всех контролируемых результатов.

Творческая работа должна соответствовать требованиям:

· самостоятельная (индивидуальная или групповая) проектная или исследовательская работа (не реферат, который легко «скачать» в сети Интернет), выполненная на протяжении продолжительного времени (не менее 1/3 учебного года) при консультативном сопровождении учителя;

· создание продукта, который может быть использован в образовательном процессе школы (разработка экскурсии, мультимедийное произведение, видеофильм, слайд-фильм, макет, картографическое произведение, справочник, дидактический материал, компьютерная программа, геоинформационная система и др.).

Итоговая оценка за выполнение проектной, исследовательской работы выставляется исходя из следующих примерных критериев:

· «5» — работа носит исследовательский характер, в ней отражены итоги самостоятельной деятельности автора(ов); или создан учебный наглядный, дидактический материал, который может использоваться на уроках, то есть имеет практическую значимость; или создано картографическое, аудио-, видео-, мультимедийное произведение по замыслу и силами автора(ов), которое можно использовать в школьной практике;

· «4» — работа носит поисковый характер, имеет красочное четкое оформление, что позволяет использовать ее в качестве дидактического материала, или использован большой ряд литературных и других источников;

· «3» — работа носит формальный описательный характер, содержит известный материал или работа соответствует теме, но ее практическое применение не представляется возможным в силу известности материала или низкого качества оформления.

Тестирование, как форма итогового контроля, позволяет выявить уровень теоретической подготовки обучающихся, но не позволяет в полной мере оценить уровень умений, возможности творческого применения знаний, обезличивает школьника. Тем не менее, проведение процедуры аттестации образовательных учреждений, экзаменов в тестовой форме заставляет учителей не пренебрегать данной формой контроля.

Соблюдение указанных принципов контроля позволит учителю организовать образовательный мониторинг (постоянное отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, определяющих их факторов, а также принятие и реализацию управленческих решений по регулированию и коррекции), позволяющий успешно предупредить неуспешность обучения и эффективно способствовать обеспечению качества образования, реализации задач Стандарта.

Алгоритм подготовки обучающихся к итоговой аттестации

В условиях массового внедрения сдачи итоговой аттестации за курс основного общего образования в форме ГИА—9 и единой формы итоговой аттестации за курс полного общего образования ЕГЭ в переходный период внедрения ФГОС ООО сохраняется актуальность вопроса о целенаправленной, системной, качественной подготовке обучающихся к экзаменам.

Для успешной подготовки обучающихся к итоговой аттестации учителю любой учебной дисциплины рекомендуется реализовать предлагаемый алгоритм.

1. Анализ информации по содержанию и процедуре проведения итоговой аттестации (ИА).

1.1. Выявить число обучающихся, предполагающих сдавать ИА по предмету.

1.2. Познакомиться с нормативными документами, регламентирующими содержание и процедуру проведения ИА.

1.3. Согласовать с руководителями образовательного учреждения организационную форму подготовки обучающихся к ИА (консультационные часы, факультатив, спецкурс и т.п.).

1.4. Проанализировать содержание ИА по спецификации

Спецификация экзаменационной работы

Основные вопросы содержания

 

 

  1.5. Проанализировать учебно-методическое обеспечение (УМК, дополнительная литература, сборники тестов, интернет-сайты) для подготовки обучающихся к ИА.

1.6. Выявить уровень усвоения обучающимися всех тем курса в процессе проведения пробного тестирования по материалам демонстрационной версии ИА.

1.7. При необходимости получить консультацию у общественного методиста по проблеме ИА или методиста методического учреждения.

2. Обеспечение целеполагания и мотивации обучающихся.

2.1. Сформулировать задачи для обучающихся по подготовке к ИА.

2.2. Обеспечить мотивацию деятельности обучающихся.

3. Планирование деятельности обучающихся по подготовке к ИА.

3.1. Составить календарно-тематическое планирование, отражающее темы занятий, их содержание, перечень основных знаний и способов деятельности. Календарно-тематическое планирование составляется с учетом количества часов и сроков, выделенных на подготовку к ИА.

3.2. В календарно-тематическое планирование необходимо внести сроки и формы диагностики уровня усвоения повторяемого материала. Для диагностики рекомендуется использовать сборники тестов издательств «Просвещение», «Дрофа» и издания ФИПИ; демонстрационные версии и опубликованные материалы ИА прошлых лет.

3.3. При планировании повторения рекомендуется учитывать уровень индивидуальной подготовки обучающихся. Для этого следует разработать индивидуальные планы подготовки обучающихся к ИА и согласовать их с обучающимися и их родителями.

3.4. Включить в план знакомство обучающихся с оформлением бланков ответов ИА.

3.5. Определить график, место и время проведения занятий.

4. Организация взаимодействия учителя и обучающихся в процессе подготовки к ИА.

4.1. Информирование обучающихся:

о порядке проведения подготовки;

об альтернативных способах подготовки (муниципальные консультационные пункты, сайты Интернета);

о необходимых материалах для занятий (УМК, сборники тестов, интернет-ресурсы и т.д.);

о сроках, формах (тесты, практические задания) и содержании контроля (периодичность, тематика).

4.2. Повторение материала рекомендуется осуществлять крупными тематическими блоками.

4.3. В процессе занятий рекомендуются не только повторение теоретических вопросов, но и практическая отработка материала.

Занятия рекомендуется строить по схеме:

а) тестирование по предыдущей теме;

б) анализ выполненного теста;

в) отработка теоретических вопросов;

г) практическое закрепление повторяемых понятий.

4.4. Географическую номенклатуру, исторические даты, формулы и т.п. материал для запоминания следует повторять по блокам согласно планированию на каждом занятии и в разных формах.

4.5. При проведении занятий рекомендуется использование активных, диалоговых форм организации познавательной деятельности.

5. Контроль и диагностика осуществляются на каждом занятии, по завершении повторения крупных блоков и всего учебного материала в целом.

Необходимо отметить, что качественная отработка задач каждого урока на всем протяжении обучения сократит подготовку к итоговой аттестации до уровня повторения ключевых знаний и предметных способов деятельности.

  

Е.Ю. Ривкин,
руководитель предметно-методического
структурного подразделения
ГБОУ Методический центр Северного
окружного управления образования
Департамента образования г. Москвы,
к.п.н., доцент кафедры географии
Московского института открытого образования


 

[1] Управление целенаправленное взаимодействие учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого результата (в данном случае достижение обучающимися планируемых результатов реализации образовательных программ). Контрольвид деятельности учителя по установлению соответствия параметров системы (в данном случаепланируемых результатов реализации образовательных программ) целям и требованиям Стандарта.

 

В ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВНАЯ| РУБРИКИ | АРХИВ НОМЕРОВ| ПРАВОВАЯ БАЗА| ПРИЛОЖЕНИЯ | НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ | ПОДПИСКА | ЦЕНЫ | КОНТАКТЫ
© 2013  ООО "Администратор образования"

Т/ф.: 8 (495) 963-15-64  e-mail: ovd_r@mail.ru