требования к образовательным учреждениям
в части охраны здоровья обучающихся
в вопросах и ответах
Вопрос. Какие требования установлены для
образовательных учреждений в части охраны здоровья
обучающихся?
Ответ.
По данным Минздравсоцразвития России (доклад В.И.
Широковой на Всероссийской научно-практической
конференции «Школьное питание: задачи и стратегия
развития в современных условиях» 23 сентября 2009
г.), состояние здоровья детей и подростков в
Российской Федерации характеризуется следующими
показателями:
• из 13,4 миллиона детей школьного возраста более
половины — 53% — имеют ослабленное здоровье;
• две трети детей в возрасте 14 лет имеют
хронические заболевания;
• лишь 10% выпускников общеобразовательных
учреждений могут быть отнесены к категории здоровых.
Проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков исследования (доклад В.Р. Кучмы на
Всероссийском съезде «Здоровое поколение — здоровая
Россия» 18 ноября 2009 г.) показали, что
количество детей в возрасте 6—7 лет, не готовых к
систематическому обучению, превышает 32%.
Около 10% детей школьного возраста имеют сниженные
антропометрические характеристики. Частота низкой
массы тела у детей и ее дефицит выявляются в три
раза чаще, чем десять лет назад. Около 7% школьников
страдают ожирением.
По данным, опубликованным в международном отчете
«Здоровье и поведение детей школьного возраста»,
численность школьников, жалующихся на состояние
здоровья более чем один раз в неделю, составляет:
• в Австрии — 17% девочек и 12% мальчиков;
• в Португалии — 29% и 16%;
• в Исландии — 29% и 26%;
• во Франции — 41% и 31%;
• в России — 41% и 32%;
• в Турции — 68% и 53% соответственно.
К факторам риска для здоровья российских школьников,
помимо трудностей социально-экономического характера
и ухудшения экологии, можно отнести снижение их
физической активности, чрезмерную интенсивность
образовательного процесса, несоответствие методик и
технологий обучения возрастным и функциональным
возможностям детей, недостатки в качестве питания и
материально-техническом оснащении образовательных
учреждений.
Так, по данным Роспотребнадзора, при подготовке
образовательных учреждений к новому учебному году
основными причинами отказов в принятии учреждений
являлись:
• незаконченные ремонтные работы;
• неполное соответствие специализированных
кабинетов и помещений санитарным правилам и
нормативам;
• отсутствие необходимого набора ученической
мебели;
• устаревшие санитарно-техническое оборудование и
оборудование пищеблоков;
• недостатки в системах освещения, отопления,
водоснабжения, канализации.
В сложившихся условиях сохранение и укрепление
здоровья подрастающего поколения, его
интеллектуальное и физическое развитие становятся
важнейшими государственными задачами.
В рамках реализации Плана первоочередных действий по
модернизации общего образования на 2010 год
(утвержден постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 февраля 2010 г. № 246-р) начата
системная работа по направлению «Сохранение и
укрепление здоровья школьников».
В качестве проектной задачи указанного направления
было определено создание нормативно-правовых,
организационно-методических условий для формирования
знаний, установок, личностных ориентиров и норм
поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление
здоровья (физического, психологического,
социального) обучающихся как одной из ценностных
составляющих, способствующих познавательному и
эмоциональному развитию человека.
Первым в ряду мероприятий данного направления стояла
задача разработки (и последующей реализации)
федеральных требований к образовательным учреждениям
в части охраны здоровья обучающихся.
Такие требования были разработаны и утверждены
приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №
2106 «Об утверждении федеральных требований к
образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников» (зарегистрирован в
Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный №
19676).
Федеральные требования к образовательным учреждениям
в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
представляют собой систему необходимых условий,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и
психологического здоровья обучающихся,
воспитанников, которые должны быть созданы в каждом
образовательном учреждении.
Федеральные требования включают восемь групп
требований.
Первая группа
предъявляет требования к наличию в образовательном
учреждении системной работы по
здоровьесбережению школьников. Это означает, что
данное направление деятельности должно быть
зафиксировано в основных документах школы: уставе,
образовательной программе, программе развития и
других локальных актах. Причем это должно быть не
просто зафиксировано, но должно в действительности
осуществляться через различные составляющие
образовательного процесса (в урочной и внеурочной
деятельности, в воспитательной работе, в
деятельности психологической службы и др.), а также
через совместную работу с организациями и
ведомствами, заинтересованными в укреплении здоровья
детей.
Вторая группа
требует наличия в школе особой инфраструктуры
начиная от оснащения и оборудования территории,
здания, кабинетов школы до наличия квалифицированных
специалистов (учителей, медицинских работников,
психологов, тренеров, тьюторов и др.), готовых вести
оздоровительную и профилактическую работу. Это
значит, что в школе должна быть не просто «комната
психологической разгрузки», «сухой бассейн» в
рекреации или тренажер, но и тот коллектив
сотрудников, который обеспечит оптимальную работу
этого оборудования в интересах здоровья детей.
Очень важной является третья группа требований.
Она касается всех, кто работает в школе: от
директора до технических работников. Это —
рациональная организация образовательного процесса.
Ребенок должен чувствовать себя в школе
комфортно, защищенно и не испытывать перегрузок ни
физических, ни психологических. А это зависит от
того, как его встретили в школе (улыбнулись или
накричали); насколько было интересно на уроке и смог
ли ученик реализовать себя в различных видах
деятельности, совпала ли его самооценка с оценкой
взрослых и товарищей и многого другого, что в
совокупности и создает здоровьесберегающую
образовательную среду.
Детский спорт не должен быть оторван от большого
спорта. Чем раньше ребенок будет вовлечен в массовые
занятия физической культурой и спортом, тем
эффективнее будут результаты формирования у него
здорового образа жизни, тем большее количество юных
спортсменов из школ перейдет в учреждения
олимпийского резерва.
Четвертая группа требований
состоит в том, чтобы в каждой школе была четко
продумана и организована не только
физкультурно-оздоровительная, но и
спортивно-массовая работа, активнее развивался
массовый спорт в каждом образовательном учреждении.
Это позволит своевременно выявлять, развивать и
оказывать поддержку талантливым юным спортсменам в
достижении высоких спортивных результатов и переходе
их в большой спорт, а также сделать
физкультурно-оздоровительные мероприятия интересными
и доступными для всех без исключения школьников (в
том числе и для детей с ограниченными возможностями
здоровья). Занятия физкультурой и спортом должны
быть интересными и полезными для детей.
Пятая группа требований
— это наличие в каждой школе просветительской и
методической работы по вопросам здорового и
безопасного образа жизни. Эффективной работа по
сохранению и укреплению здоровья детей может быть
тогда, когда она активно проводится школой в тесном
взаимодействии с семьей ребенка, с организациями
(учреждениями) физической культуры и спорта,
туризма, культуры, здравоохранения, гражданской
обороны и др. Это конкурсы «Школа — территория
здоровья», акции «Здоровое поколение — здоровая
Россия», конкурс-фестиваль юных инспекторов движения
«Безопасное колесо», рейды, создание сайтов и др.,
то есть все то, что актуализирует вопросы создания в
образовательных учреждениях здоровьесберегающей
образовательной среды, реализации программ
спортивно-оздоровительной направленности,
формирующих культуру здорового образа жизни.
Важным направлением деятельности в каждой школе,
обеспечивающим формирование здорового и безопасного
образа жизни, должна быть реализация
профилактических программ и превентивных
мероприятий, направленных на предотвращение
употребления психоактивных веществ. Это и
составляет шестую группу требований.
Система формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников
должна осуществляться комплексно, и результаты
данной деятельности должны постоянно отслеживаться.
В этом заключается содержание двух последних
групп требований.
Вопрос. Какой эффект ожидается в результате
введения данных требований?
Ответ.
Вопрос очень непростой. Всем очень бы хотелось
услышать ответ, что все дети станут здоровыми. Это,
конечно, нереальный ответ.
Скажем так: выполнение названных требований всеми
образовательными учреждениями будет способствовать
сохранению здоровья обучающихся. А работа
образовательных учреждений в данном направлении
станет более системной.
Не могут дети быть успешными, а следовательно, и
школа — лучшей, если в ней не решается главная
задача: сохранение здоровья. Следовательно,
деятельность общеобразовательных учреждений по
охране здоровья обучающихся, воспитанников должна
стать одним из ведущих критериев эффективности
деятельности школы.
Вопрос. Принимались ли подобные требования ранее,
что меняется с принятием нового документа?
Ответ.
Ранее подобных федеральных требований не было.
Каждое образовательное учреждение в рамках данного
направления действовало самостоятельно.
В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации
«Об образовании» в каждом образовательном учреждении
должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Это
должно быть отражено в уставе образовательного
учреждения. Причем ответственность за создание
данных условий несет руководитель образовательного
учреждения.
Более того, в настоящее время разработаны и
утверждены федеральные государственные
образовательные стандарты начального общего
(приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №
373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009
г. № 15785) и основного общего (приказ
Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897,
зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г.,
регистрационный № 19644) образования, в
соответствии с которыми основная образовательная
программа школы должна включать «программу
формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни». Одновременно федеральные государственные
образовательные стандарты предъявляют требования и к
условиям реализации основной образовательной
программы.
Данные требования должны подготовить образовательные
учреждения к введению ФГОС, поскольку кроме СанПиН
не было документа федерального уровня, в котором
были бы конкретизированы условия, гарантирующие
охрану и укрепление здоровья обучающихся,
воспитанников.
По сути дела образовательные учреждения с
утверждением данных федеральных требований получили
готовую «программу деятельности» на ближайшую
перспективу в данном направлении.
Вопрос. Кто будет контролировать, чтобы
требования выполнялись образовательными учреждениями
на практике?
Ответ.
Контроль выполнения федеральных требований будет
осуществляться в установленном порядке. Порядок
осуществления контроля и надзора в сфере образования
устанавливается Правительством Российской Федерации[1].
Государственный контроль качества образования
осуществляется федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю и надзору
в сфере образования. Органы исполнительной власти
субъекта Российской Федерации осуществляют надзор и
контроль за соблюдением законодательства Российской
Федерации в области образования в школах субъекта
Российской Федерации и принимают меры по устранению
нарушений законодательства Российской Федерации в
области образования.
[1]
Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 № 164
«Об осуществлении государственного контроля
(надзора) в сфере образования».