Администратор образования

 

 

ГЛАВНАЯРУБРИКИАРХИВ НОМЕРОВПРАВОВАЯ БАЗАПРИЛОЖЕНИЯНАШИ КОНСУЛЬТАЦИИТРИБУНАПОДПИСКАЦЕНЫКОНТАКТЫ

 

М.И. Степанова,

д.м.н., НИИ гигиены и охраны здоровья

детей и подростков
 ГУ НЦЗД РАМН, г. Москва.

 

О новом санитарном законодательстве для дошкольных организаций

 

С 1 октября 2010 г. вступили в действие новые санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10», которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91. А в феврале 2011 года вступили в силу утвержденные Изменения №1 от 20.12.2010 (№ 164) к СанПиН 2.4.1.2660-10. Эти документы введены вместо действовавших с 2003 года СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

 

Причин для пересмотра действовавших санитарных правил накопилось немало. Действовавшие ранее санитарные правила, которые вышли в 2003 году, описывали требования только к ДОУ общеразвивающего вида, что, конечно, ограничивало их использование для дошкольных учреждений других видов. За последние годы появились и новые виды ДОУ, и новые формы организации дошкольного воспитания (группы предшкольной подготовки на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, семейные дошкольные группы и др.). Сменилась и парадигма дошкольного образования: совсем недавно обновлено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждены Федеральные государственные требования к общеобразовательным программам дошкольного образования. За последние годы вышли и другие нормативные документы, которые касаются вопросов жизнедеятельности детских садов (по пожарной и антитеррористической безопасности), произошли изменении в деятельности службы Роспотребнадзора (появились новые нормативные документы — технические регламенты, прекращено оформление санитарно-эпидемиологических заключений). Вместе с тем, одним из решающих стимулов обновления действовавших нормативов явилось пристальное внимание общества, государства, системы образования, обусловленное социально-экономической и демографической ситуацией в стране к острой нехватке мест в детских садах и дефициту качественных услуг дошкольного образования. В этом контексте ранее действовавшие санитарные правила, регламентирующие работу ДОУ, рассматривались как весьма существенная сдерживающая преграда быстрого решения весьма непростой проблемы — развития сети дошкольного образования. Такое представление наложило свой отпечаток на подготовку и утверждение новых санитарных правил и еще в большей степени на издание изменений к ним. Ряд положений этих документов имеют не столько научное обоснование, как это традиционно принято и зафиксировано в Положении о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (2000 г.), а носят откровенно административный характер.

Одно из самых принципиальных отличий от действовавших ранее санитарных правил касается области их применения. В новые санитарные правила включены требования, относящиеся ко всем видам дошкольных учреждений, включая учреждения коррекционной направленности и новые организационные формы дошкольного образования: семейные, домашние, корпоративные детские сады, дошкольные мини-центры, группы кратковременного пребывания, группы предшкольной подготовки, дошкольные образовательные группы на базе школ, центры игровой поддержки ребенка и др. Это нашло свое отражение как в названии санитарных правил, так и в структуре документа — основные его разделы дополнены новыми.

Впервые представлены требования к дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

* * *

Еще одно принципиальное отличие новых СанПиН заключается в исключении «избыточных» норм. Теперь они не содержат требования безопасности, профилактики травматизма, то есть те требования, которые не являются ни гигиеническими, ни санитарно-эпидемиологическими и, следовательно, не подлежат контролю со стороны санитарного надзора. Так, например, исключены требования, запрещающие использование двухярусных кроватей, требования к отделке полов, к ограждению светильников, к высоте ограждения территорий, ограждению лестниц, расстояниям между элементами ограждений и др.

В разряд исключенных попали требования к максимальной наполняемости дошкольных групп. Новые санитарные правила предлагают определять количество детей в дошкольных группах общеразвивающей направленности исходя из расчета площади групповой (игровой): для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на одного ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка (п. 1.10.). К этому следует добавить и то, что новая редакция п. 4.10 существенно снижает регламент площади на одного ребенка, поскольку при вычислении размера групповой теперь учитывается и та площадь, которая занята мебелью (в прежней редакции ее вычисление следовало проводить без учета мебели и ее расстановки). Поскольку это требование касается только общеразвивающих групп, то возникает вопрос: аналогично ли следует вычислять этот показатель для детей, посещающих группы коррекционной направленности? Появление этих новых норм носит открыто административный характер, не имеет научного обоснования, а точнее противоречит ему. Расчет минимально необходимой площади групповой без учета мебели приведет к ликвидации развивающей среды — игровой, художественно-эстетической, оздоровительной, резко снизит возможности для двигательной активности и самостоятельной деятельности детей, увеличит риск травматизации детей. Новые требования определения наполняемости дошкольных групп уже открыли «зеленую улицу» превышения установленных ранее нормативов групповой наполняемости, несмотря на то, что строительство и планировка дошкольных учреждений уже многие десятилетия ведутся из расчета установленных ранее нормативов.

Что немаловажно, внесенные в  СанПиН   изменения  вступают в прямое противоречие с действующим постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о  дошкольном  образовательном учреждении», имеющим более высокую по сравнению с санитарными правилами юридическую силу. Противоречие заключается в том, что в пункте 32 данного Типового положения зафиксирована предельная наполняемость группы в зависимости от конкретных установленных норм, для каждого вида групп, разделенных по возрасту, а новейшие  изменения   СанПиН  2.4.1.2660-10 устанавливают зависимость наполняемости группы от площади помещения групповой (игровой).

 Не только здравый смысл, но и наличие научно обоснованных данных показывают достоверную взаимосвязь наполняемости дошкольных групп и состояния здоровья детей, что дает основание рассматривать этот показатель как один из индикаторов санитарно-эпидемиологического благополучия. Согласно результатам научных исследований, наполняемость детских групп существенным образом определяет уровень санитарно-эпидемиологического благополучия детей в ДОУ, поскольку имеются убедительные научные данные о том, что превышение ранее установленной наполняемости дошкольных групп сопровождаются неблагоприятными изменениями здоровья и самочувствия детей: достоверно увеличивается их утомляемость степень невротизации, ухудшается психоэмоциональное состояние, снижается общая резистетность организма. Подтверждением значимости этого показателя для санитарно-эпидемиологического благополучия детей в ДОУ служит письмо от 28.12.2010 № 01-181 «О результатах контрольно-надзорных мероприятий за детскими организациями в 2010 году», подписанное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко. В нем среди основных нарушений указывается «переуплотнение в группах».

Нет сомнений, что в случаях увеличения численности детских групп будет страдать и качество образовательных услуг, а индивидуальный подход к развитию каждого ребенка станет практически невозможен.

* * *

Впервые санитарными правилами предусмотрена норма, согласно которой использование помещений дошкольных учреждений не по назначению не допускается (п. 1.14.). Согласно этому требованию помещения групповой должны использоваться только для игровой и образовательной деятельности детей, спальня — для организации сна детей, физкультурный зал — для проведения физкультурных занятий и праздников и т.д. Однако это весьма рациональное требование приходит в противоречие с новейшей редакцией подп. 11.4—11.6. Согласно этой редакции в минимально необходимый набор помещений для размещения групп кратковременного пребывания наряду с групповой попали и физкультурный, и актовый залы. Размещение групп кратковременного пребывания в указанных выше залах не только не обеспечит минимально необходимые условия для размещения этих групп (отсутствие подводки воды, санитарных узлов), но лишит всех остальных детей, посещающих это учреждение, необходимых условий для реализации столь важных для формирования здоровья физкультурно-оздоровительных занятий. Так, например, при наличии типового физкультурного зала площадью 50 м2 количество детей в группе может быть увеличено до 25 человек, что противоречит и Типовому положению о ДОУ, и постановлению Минтруда России от 21.04.1993 № 88 «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)». Предельная наполняемость групп в дошкольном учреждении, согласно этому постановлению составляет 10 детей в возрасте до одного года, 15 детей в возрасте от года до трех лет и 20 детей в возрасте свыше трех лет. Если обратиться к зарубежному опыту, то соотношение количества детей и педагогов в детских садах многих европейских стран и в США, как правило, намного более выгодное, чем в России: один педагог на 10—15 детей.

Примером того, что «процесс уже пошел» может служить приказ от 28 декабря 2010 года № 2108 «Об использовании помещений групповых ячеек государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», выпущенный Департаментом образования г. Москвы, в городе, где не самая худшая ситуация с очередями в ДОУ. В этом приказе руководителям дошкольных учреждений предлагается «рассмотреть возможность использования новых форм дошкольного образования (в том числе групп кратковременного пребывания) в помещениях, не являющихся групповыми ячейками и имеющих площадь, достаточную для таких форм работы».

Изменения № 1 к санитарным правилам устанавливают иные, более либеральные требования к разделу санитарных правил, который относится к группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Так, например, согласно внесенным изменениям допускается совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала с оборудованием их персональными горшками для каждого ребенка, а для детей в возрасте 5—7 лет — персональными сидениями на унитаз.

* * *

В разряд «избыточных» попали требования, которые касаются одежды детей, проведения оздоровительной и лечебной работы, проводимой в дошкольных группах.

Например, взамен требований к медицинскому обеспечению и оценке состояния здоровья детей сформулированы требования к гигиеническим и противоэпидемическим мероприятиям, проводимым медицинским персоналом в дошкольных организациях в целях профилактики возникновения и распространения инфекционных и пищевых отравлений. То есть, теперь эти требования описывают, какую работу должен выполнять медицинский персонал для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в период их пребывания в дошкольных организациях. Это, конечно, не следует расценивать как сужение функциональных обязанностей медицинского персонала и отказ от проведения оздоровительной работы с дошкольниками. Выполнение оздоровительной работы, а также, к примеру, определение перечня медицинского оборудования и медикаментов медицинского кабинета дошкольного учреждения находятся в компетенции органов здравоохранения и не подлежат регламентации со стороны службы Роспотребнадзора.

Из новых СанПиН изъяты требования, которые касались оборудования игровых площадок в ясельных группах, оборудования и инвентаря для игр и физкультурных занятий на открытом воздухе, изъят перечень дезинфицирующих средств. Исключены требования к оборудованию и инвентарю физкультурного зала, бассейна и спортивных площадок, оборудованию для закаливания детей. Перечисление подобных примеров может быть продолжено.

Новые формы приобрели те требования, которые определяли необходимость получения санитарно-эпидемиологического заключения на все виды оборудования, материалов, игрушек и других предметов, закупаемых и используемых в ДОУ.

Санитарно-эпидемиологические заключения на перепланировку здания ДОУ, строительные и отделочные материалы в настоящее время отменены. Согласно вступлению в силу Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам и решениям Комиссии таможенного союза от 18.11.2010 № 456 “О внесении изменений в нормативные акты Комиссии таможенного союза в области применения санитарных мер” были отменены санитарно-эпидемиологические заключения, в связи с чем контроль за их безопасностью теперь осуществляется исключительно в порядке производственного контроля администрацией ДОУ и органами, производящими закупки.

Исключено требование о необходимости санитарно-эпидемиологического заключения на песок для песочниц и ежемесячном проведении исследований песка в теплый период года. Теперь ответственность за соответствие песка гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям возлагается на руководителя детского сада, а порядок контроля песка при закупках и последующем использовании не регламентируется.

Взамен требования о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на строительные и отделочные материалы появилось новое, согласно которому они должны быть безвредными для здоровья детей. Это означает, что можно использовать любые материалы, безвредные для здоровья детей, имеющие гладкую поверхность и устойчивые к моющим и дезинфицирующим средствам, в том случае, если покрытые ими поверхности подлежат влажной уборке и дезинфекции. Аналогичную редакцию в СанПиН 2.4.1.2660-10 приобрело требование о том, что в ДОУ используют игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции.

Согласно новым требованиям, прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в дошкольные организации осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Взамен санитарно-эпидемиологическому заключению в настоящее время качество и безопасность продуктов и продовольственного сырья подтверждают: удостоверение качества предприятия-изготовителя (на конкретную партию продуктов); декларация о соответствии предприятия-изготовителя (на конкретный вид пищевых продуктов); для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации, — свидетельство о государственной регистрации. В разделах, посвященных организации питания детей, обновлены требования к технологическому и холодильному оборудованию пищеблока, оборудованию моечной обменной тары, а также к режиму обработки и дезинфекции кухонной посуды и оборудованию пищеблока и ряду других.

* * *

Среди новых требований — установленный запрет на использование любых пищевых продуктов, принесенных из дома и не имеющих документов, подтверждающих их качество и безопасность. Это, прежде всего, относится к проведению развлекательных мероприятий, празднованию дней рождения воспитанников, когда угощение детей, как правило, обеспечивают родители.

Если раньше ответственность за соблюдение требований безопасности тех или иных товаров или услуг с руководителем ДОУ разделял орган, выдавший санитарно-эпидемиологическое заключение, то теперь вся ответственность за это возложена на администрацию ДОУ. При этом порядок гарантий безопасности в таких случаях не определен правилами и, следовательно, вопрос решается по усмотрению руководителя ДОУ.

Среди принципиально значимых новых нормативов — продолжительность инсоляции групповых и физкультурных площадок дошкольных учреждений, которая должна составлять не менее 3 часов не менее чем на 50% территории каждой площадки, что весьма актуально, учитывая практику точечной застройки территории, нередко приводящую к нарушениям инсоляции участка ДОУ.

 Появилась новая норма — удельный норматив площади теневых навесов на участке ДОУ в зависимости от численности детей (не менее 2 м2 на одного ребенка) и вместе с тем минимально допустимая его площадь сокращена до 30 м2 вместо прежних (не менее 40 м2).

Ранее действовавшие санитарные правила ограничивали размещение групповых ячеек: не выше второго этажа. Согласно новейшей редакции, групповые ячейки для детей раннего возраста располагают на первом этаже, для детей от 3 до 5 лет не выше второго этажа, а для детей от 5 до 7 лет размещение групповой ячейки допускается теперь и на третьем этаже.

Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов (обеденных и учебных) в соответствии с новой редакцией санитарных правил должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами и(или) национальными стандартами.

В отличие от прежних, в новых санитарных правилах температура воздуха в помещениях ДОУ нормируется в виде диапазона температур в зависимости от возраста детей и назначения помещений. Изменены требования к организации проветривания помещений. В помещениях групповых и спальнях (кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов) следует обеспечивать естественное сквозное или угловое проветривание. Появилось требование о допустимой скорости движения воздуха в основных помещениях (не более 0,1 м/с). Впервые введено положение о том, что концентрация вредных веществ в воздухе помещений с постоянным пребыванием детей (групповых, игровых, спальнях, комнатах для музыкальных и физкультурных занятий и др.) не должна превышать ПДК для атмосферного воздуха населенных мест.

Изменения коснулись требований к оборудованию живых уголков, согласно которым размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых теперь не допускается. Также введено требование о том, что корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.

Терминология главы 12 приведена в соответствие с Федеральными государственными требованиями к общеобразовательным программам дошкольного образования, которые исключают понятие «занятие», как неадекватную форму образовательной деятельности для дошкольников (она допускается только для подготовительных групп). Вместо этого введен новый термин: «непосредственно образовательная деятельность». В этой главе при сохранении фактических показателей образовательной нагрузки предложен новый регламент — максимально допустимый недельный объем образовательной нагрузки и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности.

 

Администратор образования №13, июль 2011

В ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВНАЯ| РУБРИКИ | АРХИВ НОМЕРОВ| ПРАВОВАЯ БАЗА| ПРИЛОЖЕНИЯ | НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ | ТРИБУНА | ПОДПИСКА | ЦЕНЫ | КОНТАКТЫ
© 2011 ООО "Администратор образования"

Т/ф.: 8 (495) 786-69-59  e-mail: ovd_r@mail.ru